Наш парк: виды ООПТ
Национальный парк
Что такое национальный парк?
В нашей стране национальные парки являются относительно недавним явлением. В советской системе основными особо охраняемым природными территориями являлись заповедники и заказники. В западной системе заповедников советского типа почти нет. Доминируют именно национальные парки, где природу не только сохраняют, но и показывают людям, приводят туристов, позволяют отдыхать и наслаждаться уникальными ландшафтами и общением с дикими животными.
Моделью и самой первой современной охраняемой территорией стал созданный в США национальный парк Йеллоустоун. Уже первым исследователями Дикого Запада, стала очевидна уникальность и невероятная красота этих мест. Идея сохранить эту территорию в первозданном виде была поддержана Конгрессм и в 1872 г. президент Грант подписал акт о создании первого в мире национального парка.
Что же все таки такое национальный парк и чем он отличается от заповедника? Основное отличие в том, что в национальном парке большая часть территории открыта для посещения. Конечно, пребывание туристов регламентируется строгими правилами. Но все же главная функция национальных парков именно в том, чтобы создать все условия для отдыха людей и общения с дикой природой. В национальном парке для этого можно строить дороги, кемпинги, прокладывать маршруты, делать настоящие туристические базы. Результаты работы такой системы особенно показательны на примере старейших американских национальных парков. В 2009 г. национальный парк «Йеллоустоун» (шт. Вайоминг) посетили 3,3 млн. чел., а национальный парк «Йосемити» (шт. Калифорния) - 3,8 млн. чел. Это дает колоссальный экономический эффект и полностью опровергает представления о том, что охрана природы якобы не может приносить прибыль.
Примечательно что больше половины туристов - иностранцы. Чем же привлекают людей национальные парки? Прежде всего уникальными природными ландшафтами. Как правило национальные парки создают в очень красивых местах. Это могут быть причудливые скалы, необычные водопады, живописные озера, гейзеры, горячие источники и т. д. То есть даже не зная страны, можно поехать в национальный парк и быть уверенным, что увидишь самые лучшие природные красоты и настоящие чудеса.
Другой важной частью посещения национального парка, является общение с животными. Как правило в национальных парках охота запрещена или строго регламентирована на ограниченной территории. В результате звери постепенно теряют страх перед человеком. Олень может спокойно пастись возле вашей палатки, с ним можно запросто фотографироваться или даже при желании поймать за рога. В таких условиях администрации национальных парков даже вынуждены призывать посетителей чересчур не досаждать животным и особенно соблюдать осторожность с потенциально опасными зверями. Это прежде всего относится к медведям, кабанам, бизонам. Практически в любом национальном парке можно за пару дней наблюдать множество животных. В 2008 году в Йеллоустоуне за два дня пребывания мне довелось увидеть оленей, сурков, лосей, бизонов, медведей и много менее крупных животных. Есть специальные сезоны и маршруты для наблюдения волков, пум, горных козлов, медведей.
На Дальнем Востоке есть несколько национальных парков и все они были образованы сравнительно недавно. В Приморье в 2007 г. были созданы национальные парки "Зов тигра" и "Удэгейская легенда". В Хабаровском крае в 2009 г. был создан национальный парк "Анюйский". В соседних регионах тоже есть национальные парки. В Восточной Сибири находятся национальные парки: "Алханай" (Забайкальский край), "Прибайкальский" (Иркутская область), "Забайкальский" и "Тункинский" (Республика Бурятия).
Проблемы и перспективы национальных парков
Как и заповедники, национальные парки вынуждены в первую очередь бороться с браконьерством. Для этого формируется специальный штат охраны территории. За отстрел животных на территории национального парка штрафы и другие санкции значительно строже чем в обычном лесу. Даже нахождение с оружием на территории национального парка, это уже нарушение и основание для привлечения к ответственности.
Очень часто национальные парки, как и заповедники, сталкиваются с земельными претензиями. Так в 2009 году национальный парк "Удэгейская легенда" в Приморском крае потерял почти половину территории.
Проблемы у национальных парков возникают, потому что люди часто не приемлют саму идею охраны природы и развития экологического туризма. В представлении многих леса существуют для того, чтобы их вырубали или для заготовки пушнины и отстрела зверей. И такое мышление препятствовало созданию и нормальной работе очень многих национальных парков, не исключая легендарный американский "Йеллоустоун". При создании этого национального парка, никто не верил, что когда-то он будет локомотивом экономики всего региона. Это сейчас "Йеллоустон" приносит в казну штата миллиарды долларов. А столетие назад вскоре после создания парка в 1870х годах браконьеры ежегодно уничтожали десятки тысяч бизонов и оленей. В итоге было принято решение привлечь армейские подразделения для охраны территории от браконьеров и других посягательств на земли и ресурсы национального парка.
К сожалению сейчас в России мы находимся на уровне 19го века и повторяем ошибки, уже сделанные американцами. Близорукость региональных и местных руководителей не позволяет увидеть потенциал развития национальных парков и как следствие мы наблюдаем борьбу интересов леспромышленников, браконьеров и корумпированных чиновников с зарождающимися национальными парками Приморья.
Есть ли перспективы у национальных парков на Дальнем Востоке и в других регионах России? На самом деле эти перспективы прямо пропорциональны усилиями по развитию национальных парков. Для успешного развития экологического туризма в парках нужна значительная инфраструктура: легкий доступ, хорошие дороги, оборудованные кемпинги и базы, информационные центры для посетителей, оборудование маршрутов и т.д. Не меньшее значение имеет и маркетинговое продвижение. Каждый национальный парк и его природные чудеса - это отдельный бренд на рынке, который нужно раскручивать, чтобы привлекать людей. Но отдача того стоит. При должной работе всего лишь за несколько лет посещаемость национального парка может вырасти до 100 тыс. чел. в год. В перспективе эта цифра может удвоиться и утроиться. Но это произойдет только если вместо существующих сегодня препятствий национальным паркам будут создаваться необходимые условия для развития.
Законодательство о национальных парках
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Раздел III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ
Статья 12. Общие положения
1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
2. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.
3. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
4. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
5. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.
6. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
7. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Статья 13. Основные задачи национальных парков
На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
- а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
- б) сохранение историко-культурных объектов;
- в) экологическое просвещение населения;
- г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
- д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
- е) осуществление экологического мониторинга;
- ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Статья 14. Порядок образования национальных парков
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
1. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
- а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
- б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
- в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
- г) рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
- д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
- е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
- ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
2. На территориях национальных парков ЗАПРЕЩАЕТСЯ любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
- а) разведка и разработка полезных ископаемых;
- б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
- в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
- г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
- д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
- е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
- з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
- и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
3. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.
4. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. По решению Правительства Российской Федерации в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 16. Особенности правового положения национальных парков
1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
2. Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства: а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам; б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков; в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.
4. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.
5. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. 6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения ЗАПРЕЩАЮТСЯ:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Местонахождение национальных парков "Зов тигра" и "Удэгейская легенда в Приморском крае: