Хорошие новости с Земли Леопарда

Хорошие новости с Земли Леопарда

Пять самок с семью детёнышами дальневосточного леопарда к началу декабря 2010 года обнаружены сотрудниками заповедника "Кедровая падь" на всём ареале этого зверя. Из них два выводка с двумя достоверно различающимися "котятами" в каждом; и два выводка с одним детёнышем обитают на территории заповедника "Кедровая падь" и примыкающего к ним заказника "Леопардовый". Один выводок с одиночным котёнком живет за пределами охраняемой территории. читать дальше (13 Декабрь, 2010)

Построим реабилитационный центр для тигров!

Проект help, строительство реабилитационного центра для тигров

В середине ноября 2010 г. в Приморском крае планируется начать строительство первого в России полноценного реабилитационного центра для редких видов хищников, в том числе тигров. Любой желающий может помочь ускорить процесс создания центра, цель которого – вернуть животных в дикую природу. читать дальше (6 сентября, 2010)


Дикие кошки Дальнего Востока:

Амурский (уссурийский) тигр, редкие виды диких кошек Приморья, photo Petr Sharov, Петр Шаров дальневосточная рысь (амурская рысь), Lynx lynx stroganovi дикие кошки Приморья, фото Петр Шаров Дальневосточный леопард, редкие виды диких кошек Приморья, Panthera pardus orientalis photo Petr Sharov, Петр Шаров

Отправляясь в лес в Приморье и Хабаровском крае, обязательно ознакомьтесь с Правилами поведения людей в местах обитания тигра.



Всё, что вы хотели знать о тигре

специальный выпуск газеты "Свежий ветер", посвященный амурскому тигру (уссурийскому тигру)

В сентябре 2010 г. при поддержке Международного фонда защиты животных специально к Дню тигра и планируемому международному саммиту было отпечатан спецвыпуск про самого интересного и уникального хищника России - амурского тигра. В спецвыпуске рассказывается о биологии редкой кошки, родственниках тигра, организациях, занимающихся его сохранением, истории о задержании браконьеров и многое другое.




Гости тигриного уголка - экзотические кошки!

Каракал, пустынная (степная) рысь(Сaracal caracal), фото: http://content.foto.mail.ru/ Пума (Puma concolor), фото: http://catpictures.ru/ Манул или палласов кот (Otocolobus manul Pallas); фото: www.kisat.info Снежный барс, (Panthera uncia) Ирбис, фото: Петр Шаров Сервал (Leptailurus serval), фото: www.catsg.org/catsgportal/cat-website/catfolk/serval01.htm Ягуар, фото: Петр Шаров Лигр

Тигриный уголок: выпуск №30 (Февраль, 2010 г.)

НЕОЖИДАННЫЙ ГОСТЬ

Внешне тигр выглядит здоровым и упитанным без всяких физических отклонений, фото: фото: Павел Фоменко9 февраля Управление охотничьего надзора Приморского края совместно со Специнспекцией «Тигр» вынужденно отловили двух амурских тигров: взрослого самца и тигренка

Тигр на охотбазу хозяйства «Северное» пришел в три часа ночи 9 февраля. Собаки подняли шум, но вскоре замолкли, забившись в будки. Сторож базы в неясном свете фонаря вовремя успел разглядеть полосатого хищника в пятидесяти метрах от дома и укрывшись в нем, вызвал на помощь сотрудников Управления охотнадзора и Специнспекции «Тигр».

Координатор программы Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы по сохранению биоразнообразия Павел Фоменко был приглашен на место конфликта утром и сразу же попал в самую гущу «боевых» событий: «Картинка, которую я увидел, была уникальная...! По двору охотбазы ездил грузовик с перепуганными мужиками, за которым неспешно ходил здоровенный тигр и лениво пытался прокусить колесо машины. Увидев наш автомобиль, он подошел, заглянул в окно, и, оставшись неудовлетворенным, снова переключил внимание на грузовик».

Тигр преследует грузовик с сотрудниками охотнадзора, фото: Павел Фоменко Конфликтные ситуации с тиграми, как правило, происходят в самое тяжелое для хищников время - в период с января по конец марта. Когда возможности поймать добычу – диких копытных животных – ограничиваются из-за глубокоснежья и отсутствия на некоторых территориях этих самых копытных. Как результат: брошенные матерями тигрята, которых самки не могут прокормить и которые зачастую убиваются браконьерами, выход хищников к населенным пунктам за «легкой» добычей – собаками и сельскохозяйственными животными, и использование тиграми лесовозных дорог для перемещения, где они зачастую и попадают под выстрел браконьера. Ежегодно возникает от 10 до 30 конфликтных ситуаций, от правильности решения которых зависит жизнь человека и тигра.

В настоящее время решением подобных конфликтов занимается специально уполномоченный орган - Управление охотнадзора по Приморскому краю и Специнспекция «тигр». Кроме того, при необходимости привлекаются специалисты сторонних организаций, которые профессионально могут оказать услуги по иммобилизации или оценке ситуации. Решение по каждому конфликту принимается коллегиально.

Тигр заглядывает в машину, фото: Павел Фоменко Поведение тигра было ненормальным и он представлял реальную опасность жителям села Алексеевка. Поэтому было принято решение иммобилизовать хищника, с чем успешно справился сотрудник Общества сохранения диких животных Александр Рыбин. Тигр вел себя подобно самцу, умершему в прошлом году от заболеваний в реабилитационном центре «Утес». Но делать какие-либо выводы преждевременно. После того, как хищника поместили в специальный вольер, были взяты биологические пробы для определения возможных вирусных инфекций или других причин, которые могли бы повлиять на поведение хищника. «Тигр» и Управления охотнадзора в Пожарском районе Приморского края был отловлен еще один тигр, но уже маленький. Этот осиротевший тигренок промышлял на свалке рядом с селом…

«Управление считает отлов тигренка обоснованным, так как в этом возрасте и при сложившейся ситуации (сильные морозы, высокий снежный покров) он не сможет добывать себе пищу и может погибнуть от истощения или стать легкой добычей браконьеров,- отмечает Татьяна Арамилева, начальник Управление охотничьего надзора Приморского края. – Мы своевременно получило разрешения на отлов данных тигров от Управления Росприроднадзора».

Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы России по сохранению биоразнообразия фото: Павел Фоменкоwww.wwf.ru

«Я подготовил шприц со снотворным, зарядил ружье и приготовился к работе. В отличие от всех операций по обездвиживанию тигров, в которых я участвовал, когда при подходе к одному из самых крупных и опасных хищников на планете у тебя бешено колотится сердце и нервы натянуты как струны, иммобилизация этого тигра больше походила на работу с домашней кошкой. Он шел по дороге за медленно едущим грузовиком, следом за ним ехала машина, из люка которой я и произвел выстрел. В отличие от большинства тигров, которые после выстрела в ярости взвиваются с грозным рыком, этот зверь повел себя удивительно спокойно: не бросился в нашу сторону, не зарычал, а лишь подпрыгнул два раза на месте как заяц. Через несколько минут снотворное начало действовать и тигр постепенно заснул. После этого мы перенесли животное в небольшой вольер, и приступили к осмотру. Тигр оказался молодым самцом (3-4 года), в хорошем физическом состоянии, весом в 156 кг и размером «пятки» передней лапы 11 см. Осмотр тигра не дал нам ответа на вопрос: почему этот «властелин тайги» ведет себя как домашняя кошка.

По опыту прошлых случаев мы знаем, что тигры, пораженные собачьей чумой, могут не обращать внимания на то, что происходит вокруг, и на начальных стадиях заболевания могут бродить вокруг поселков и дорог, совершенно не реагируя на людей. Но в отличие от большинства таких тигров, у этого животного не было никаких признаков нарушения функций центральной нервной системы. Он не то чтобы не замечал все происходящее вокруг, а скорее чувствовал себя в этих условиях совершенно комфортно, как будто вырос в неволе и полностью адаптировался к такой среде обитания.

Что стало причиной неадекватного поведения амурского тигра? Какими заболеваниями он, возможно, страдает? Что заставило его выйти к людям? Мог ли он вырасти в неволе? На эти вопросы предстоит ответить специалистам по результатам анализов и в ходе дальнейшего наблюдения за животным.»

А. Рыбин

ВСТРЕЧА С МЕЧТОЙ

Зима - это тот сезон, по отношению к которому люди делятся на несколько категорий: в основном, на тех, кто ненавидит холода – это люди всеми возможными способами не желающие покидать теплые помещения, мечтающие о скорейшем приходе лета, и на тех, кто находит прелесть в этом сезоне, занимаясь различными активными видами зимнего спорта, однако, все же мечтающими о теплом лете. Но есть еще одна малочисленная группа людей, для которых зима, особенно снежная, - это самое активное и благоприятное время для работы, время, когда происходит множество интересных событий. Эти люди - полевые исследователи.

Так снег, выпавший на юге Приморского края в декабре 2009 г., принесший столько неприятностей городским жителям, позволил нам, полевой команде проекта «Дальневосточный леопард» собрать много важной информации о наших подопечных (леопардах), а самое главное – он подарил нам встречу, которая зачастую бывает единственный раз в жизни, но о которой мечтает каждый исследователь… Но, обо всем по порядку!

В течение нескольких лет каждую зиму мы ищем свежие следы леопардов на снегу и следуем по ним, стараясь выявить различные особенности поведения животного (куда и как шел, где сидел, лежал, спал и т.п.). Этот процесс называется троплением по снегу. Самое интересное в троплении – обнаружить «давленку» - добытое леопардом животное. Благодаря таким находкам мы можем узнать о питании животных. Для тропления желательно использовать как можно более свежие следы, чтобы максимально точно понять и описать происходящее, но с такой временной дистанцией, чтобы «не дышать в затылок» леопарду, ведь если животное будет знать, что его преследует человек, то поведение его будет далеко не характерным.

Представьте себе: вы несколько лет занимаетесь изучением дальневосточного леопарда, постоянно говорите, читаете и думаете об этом диковинном и очень редком звере, вы начинаете относиться к нему как к неотъемлемой части вашей жизни, как к родному существу, и конечно вы хотите его увидеть, увидеть в дикой природе. Но, к сожалению, вы – человек, а леопард – дикое животное, ведущее очень скрытный образ жизни, и шансы на встречу с вашей мечтой ой как не велики. И вот вы идете по свежему следу леопарда, хоть и на очень приличном расстоянии от него, в душе вы непременно надеетесь: «именно сегодня и именно сейчас случится чудо, и я увижу ЕГО!». И вдруг, совершенно неожиданно, за камнями послышался треск, хруст шагов по снегу… Ваша фантазия уже рисует вам, как из-за поворота выходит ОН, этот неописуемо красивый зверь. Ваше дыхание замедляется, сердце в груди замирает, и…..маленькая мышка убегает от вас под камни… «Ну ладно, - думаете вы, - в следующий раз уж точно повезет!», и идете дальше по следу. И подобное происходит с вами регулярно, ваша досада и негодование по этому поводу все растет и растет.

Как-то раз в один действительно прекрасный теплый солнечный день мы тропили леопарда, нашего давнего знакомого Ивана. Дальневосточные леопарды, так же как и тигры, - территориальные животные, и из года в год используют одну и ту же территорию, благодаря чему в ходе наших исследований мы уже знаем, где и какой леопард обитает. К тому же наши знания подкрепляются данными, полученными с фотоловушек, которые Иван постоянно посещает. Таким образом, найдя свежий след и точно измерив его, мы можем с высокой вероятностью предположить, что это за животное. Ну, не будем больше отвлекаться на особенности метода, а вернемся в прекрасный теплый солнечный день на след Ивана. Мы уже несколько дней тропили его, было очевидно, что животное за это время должно было добыть себе пищу, а значит, мы скоро должны обнаружить давлёнку. Так оно и произошло. Жертва была найдена буквально в 3 метрах от проезжей лесной дороги, вокруг было множество следов человека. Пищей для нашего леопарда стал пятнистый олень, пол и возраст которого определить не удалось, так как ни рожек, ни ножек, в прямом смысле этого выражения, мы так и не обнаружили. Все найденные кости были обглоданы до основания, и вероятнее всего, съесть этого оленя леопарду «помогли» люди. Описав найденную жертву и заполнив необходимые бланки, мы направились к машине, и каково же было наше удивление, когда поверх своих собственных следов мы обнаружили очень свежий след самца леопарда, но точно не Ивана, ведь он ушел в другом направлении. Сердце заколотилось вновь, но стало немного грустно, что вот опять ОН был рядом, и вероятнее всего ОН наблюдал за нами, ОН видел нас, а мы его нет, ну что за несправедливость!!! Когда же уже произойдет чудо!!! Когда же мы встретимся!!! Немного расстроенные мы сели в машину и поехали домой. Но не успели мы проехать и километра, как наше грустное молчание прервал неожиданный крик нашего коллеги Алексея: «Это же леопард!». И что вы думаете?! Буквально в 50 метрах на открытом пространстве замерзшей реки стоял ОН - наша мечта. Это был достаточно крупный и упитанный самец, в своем ярком, сверкающем и переливающемся в лучах солнца зимнем меховом наряде. Мы застали его врасплох, он в полной растерянности стоял на одном месте, переминаясь с лапы на лапу, и смотрел на нас около 10 секунд (это очень длинный отрезок времени для наблюдения за животным). Все это время наше сознание было, как будто затуманено, наступил небольшой шок, ведь мы так долго ждали этой встречи и, вот она стала реальностью! Неожиданность была настолько велика, что мы забыли о висящем на груди фотоаппарате. А ведь рядом с тобой стоит очень редкое животное, и ты можешь сделать очень редкие снимки, но осознание этого пришло, к сожалению, только в тот момент, когда леопард большими прыжками устремился в кустарник. Фотоаппарат был уже наготове, но наша встреча казалась оконченной. Но нет, леопард ушел недалеко: он сел за дерево и с любопытством начал выглядывать из-за него. Эта сцена была очень забавна и напоминала поведение маленького котенка, который, играя с вами, прячется за углом. Вот только размеры нашего котенка очень впечатляют. Мы вышли из машины и только в этот момент, он стремительно бросился вглубь леса, сильно проваливаясь в глубоком снегу. Еще примерно с полминуты мы наблюдали редкую картину, как необычайно красивая лесная кошка, освещенная лучами солнца, бежит по снежным сугробам, иногда останавливаясь и оглядываясь на нас. Фотографии, к сожалению, получились очень плохими, но картина произошедшей встречи ясно отпечаталась в памяти, жаль, что ее никому нельзя показать.

По поведению этого самца, очевидно, что он очень молод и неопытен, ведь он так долго и с таким любопытством наблюдал за нами. Какое счастье, что на нашем месте не оказались браконьеры с оружием! Будем надеяться, что для этого доверчивого молодого хищника встреча с человеком была первой и единственной в его долгой и счастливой жизни. Вот, такая она была, долгожданная встреча с мечтой!

А. Салманова Общество сохранения диких животных (WCS)www.wcsrussia.org


Тигриное прошлое

Вот уже, наверное, месяц у всех на устах слово «тигр», и связано это с наступившим годом тигра. Конечно, астрология давно и прочно вошла в нашу жизнь, и некоторые шагу не сделают, не сверившись со своим гороскопом на день. Цивилизованные люди, но, тем не менее, верим в заговоры, привороты, влияние зодиакальных тигров, львов и др. Так ли они нам привлекательны в природе, как на звездном небе? Интересно, а как относились к окружающему миру люди, жившие в этих краях много-много лет назад? Углубившись в историю, мы нашли много интересных фактов, которыми готовы сегодня поделиться.

Амурский тигр, фото: С. Сутыриной Конечно, аборигены Приамурья и Приморья не знали таких слов и выражений, как экология, заповедник, среда обитания, исчезающий вид и многие другие. А их особое, трепетное отношение к природе было основано на страхе и непонимании происходящего. Хотя окружающее чаще пугало, чем восхищало, люди пытались жить в мире и согласии с природой. Они выделяли для себя значимые фигуры, которым поклонялись и, которые, по их мнению, должны были помогать в беде и защищать. Интересен тот факт, что разные народности на протяжении не одного столетия поклонялись, кому бы вы думали? Тигру!

Тигра считали животным сверхъестественным и мудрым, его обожествляли. Изображения священного зверя были найдены на стенах дворцов и храмов, в фанзах и хижинах. Повсюду, особенно в лесах, в честь тигра люди устраивали кумирни, где в молитвах просили у него пощады и милости.

Некоторые народы Приамурья верили, что тигры, подобно людям, образуют своего рода социальную общность: они живут в собственных городах или деревнях. Так, например, представители малых народностей Дальнего Востока – нивхи, считали тигра особой породой людей, так называемыми «людьми-тиграми». Они считали, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно постоянно оказывать знаки особого почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с приветствием и т.д.

Культ тигра был сильно развит у удэгейцев, нанайцев, орочей, эвенков. Его изображали как бога на бумаге или ткани (онгоны), на шаманских атрибутах, вырезали на берестяных коробках, вышивали на одежде цветными нитками, делали из дерева, сухой травы и металла сэвэны (амулеты, обереги), которые носили на шее или держали у изголовья, чтобы обезопасить себя от козней злых духов.

Главной причиной, заставившей предков удэгейцев и других тунгусо-маньчжуров изображать тигра, являются пережитки тотемизма, отражающие родственные связи. Бикинские удэгейцы считали, что от тигра произошел род Канчуга. Позднее этот тотем распространился и на другие роды удэгейцев. Надо отметить, что пережитки тотемизма сохранялись вплоть до недавнего времени.

Кстати, слово «тотем» - не латинское и не греческое. На языке индейцев североамериканского племени Оджибе оно означает «его род». Тотемизм – это древнейшая форма религии, суть которой заключалась в представлении о родстве людей с тотемами – видами животных, давших начало тому или иному роду или племени.

У удэгейцев есть поверья, которые основываются на вере людей в родство с тигром (и медведем). Удэгейцы считали тигра своим священным предком и оказывали ему особое внимание. Они искренне верили, что дух предка в образе тигра Куты Мафа постоянно сопровождает человека и оказывает ему помощь. Считалось, что тигр мог выступать не только как добрый, но и как злой дух Амба, который мог появляться перед человеком в любом образе. Это могли быть образы птицы (амба гахани), человека (амба нии), животного (амба буани) и т.д.

Если голодный или больной тигр нападал на собак, домашний скот или человека, то считали, что тигр «сошел с ума», то есть вышел из-под влияния бога лесов Онку или превратился в злого духа Амбу. Такому тигру объявлялась кровная месть. Закон кровной мести существовал вплоть до 30-х годов ХХ столетия. Он распространялся не только на людей чужого рода, но и на тотемных животных. Этот факт свидетельствует о том, что люди далекого прошлого не делали различий между человеком и тотемным зверем, поэтому тигр, как и человек, должен был сполна получить наказание за свое «преступление».

После погребения погибшего родственники приглашали к себе в дом шамана, которому рассказывали, как тигр убил человека. Шаман на протяжении ночи совершал определенные обряды в юрте погибшего и в лесу на поляне, где его сопровождали родственники погибшего и знакомые. И в заключение обряда шаман предлагал собравшимся нанести роду тигров отмщение, чтобы больше с той и другой стороны не было недоразумений. По знаку шамана удэгейцы бросали в травяное чучело тигра (фуданку) принесенные с собой копья.

На этом месть прекращалась. Удэгейцы шли в тайгу к специальному дереву (сангия мафа) с треугольной зарубкой у основания и, помолившись богу лесов Онку, говорили: « Виновник наказан, кровная месть прекращается, и люди желают снова жить в мире и согласии с родом тигров». Затем все возвращались к юрте погибшего, и шаман уже играл роль судьи (манга), помирившего людей и тигров.

Даже в наше время удэгейцы утверждают, что на ночь нельзя вспоминать и говорить о тигре, предписывая ему сверхъестественные способности и называя его царем зверей – Буи адзани. Они считают, что в реальной жизни тигр Куты Мафа является перед человеком в облике зверя, а во сне он обычно приходит в образе старой женщины или пожилого человека (к нанайцам – в виде седого старика, одетого в богатую одежду).

Случайная встреча с тигром в тайге была предупреждением со стороны зверя об опасности или неудаче во время промысла. Поэтому, чтобы предотвратить нежелательную встречу, удэгейцы, также и орочи, приметив след зверя, сворачивали в сторону. Но если встреча была неизбежна, охотники бросали оружие, низко кланялись и произносили молитву: не оставлять семью без кормильца, продовольствия и оказать помощь в охоте. Если тигра встречал удэгеец из рода Канчуга, то он становился лицом к зверю, чтобы тот мог узнать своего «потомка» (аналогично поступали нанайцы из рода Актенка и орочи из рода Еминка).

Считалось, что тигр не только оказывал помощь охотникам, но нередко и сам нуждался в ней. В фольклоре бикинских удэгейцев говорится, что однажды к жилищу пришел тигр с большой занозой в лапе. Люди вытащили занозу и отпустили зверя. Ночью им приснился тигр, который сказал: «Пусть хозяин сделает из занозы мое изображение и вспоминает обо мне в трудные минуты», т.е. тигр велел хозяину хранить занозу как амулет. А в легендах у нанайцев тигр разрешал доедать остатки его добычи или убивать раненного им зверя.

В другом фольклорном повествовании бикинских удэгейцев рассказывается, что во сне к старейшему рода Канчуга пришла старая женщина и попросила его кормить и оберегать её детей, пока она будет залечивать раны. Старуха сообщила, где находятся её дети. Когда старый Канчуга пришёл на это место, он обнаружил двух тигрят. Удэгеец постоянно кормил тигрят свежим мясом. Через три месяца во сне к удэгейцу вновь пришла старуха и сказала, что вернулась на своё место, поблагодарила за заботу о её детях и сказала, что с этой минуты род Канчуга может брать добычу тигров, хотя по обычаям удэгейцев подбирать животное, убитое тигром, запрещалось. Нарушение запрета расценивалось как воровство.

По обычаям удэгейцев тигра нельзя преследовать, нельзя и стрелять по зверю, иначе тигр будет мстить этому охотнику. Но если всё-таки были случаи, связанные с убийством тигра человеком или человека тигром, то место, где тигр был убит человеком или был найден мертвый тигр, считалось запретным. На этом месте люди никогда не охотились, не собирали ягоду, а, заметив условные знаки, указывающие на запрет, обходили его стороной. Точно также остерегались мест, где человек был убит тигром.

Отношение к тигру как к человеку особенно ярко проявлялось во время погребения зверя. Иногда тигр мог попасть под самострел, установленный на крупного зверя, или быть битым из огнестрельного оружия по оплошности охотника. В том и другом случае удэгейцы (и орочи) хоронили тигра в специальном срубе (сактама), установленном на четырех вертикальных стойках. Внутри сруба делали подстилку из мягких стружек (куаптэля), которыми затирали кровь зверя. На них же и укладывали мертвого тигра. Сруб сверху закрывали берестой и жердями. Шкуру с тигра снимали. В виде «штрафа» (байта) в углу сруба, у головы зверя, вешалась белая чистая тряпка. Здесь же вешались и длинные стружки (куаптэля), означающие, что здесь лежит мертвый сородич. По сторонам сруба на деревьях делались затески, для удэгейцев они служили приметой – местность запретная.

А вот орочи, например, в отличие от удэгейцев, хоронили тигра в одежде. Надевали штаны, халат. На задние лапы обувь (унгта), на передние – рукавицы, на голову – шапку. Зимой обряжали в летнюю одежду, а летом – в зимнюю. Клали на правый бок в амбарчик, сверху закрывали брёвнами. Были случаи, что после похорон тигра «убийца» (преимущественно из нанайцев) во сне видел седого старика, который обращался к человеку с такими словами: «Зачем ты убил моего сына? Ты не должен был смотреть на него, а завидя вдали, должен был поклониться ему до земли».

Многие исследователи Дальнего Востока не зря указывали похожие представления о тигре у удэгейцев, нанайцев, орочей, ульчей, маньчжуров, чжурчженей, эвенков. Это благородная «полосатая кошка» оставила заметный след в духовной и даже материальной культуре древних народов. Это был один из главных образов искусства.

И очень часто, обращаясь к мифам, легендам, древнейшим верованиям, мы можем обнаружить корни экологических идей, к которым так необходимо вернуться человечеству, попытавшемуся встать над природой, и не думая о расплате за свои поступки. Современному человеку стоит поучиться у своих предков тому отношению к окружающей среде, той чуткости, уважению и почтительности, которые были присуще им. Иначе вскоре мы будем наблюдать того же тигра только на карте звездного неба.

Ольга Арифулина ФГУ «Сихотэ-Алинский заповедник»

смотреть предыдущие новости