Право на чистое море: выпуск №15 (Сентябрь-Октябрь, 2008 г.)

Где купаются депутаты?

Продолжая нашу рубрику «Право на чистое море!», мы предлагаем вашему вниманию мнения представителей органов власти. Дальневосточный фонд охраны здоровья провел для нас своеобразный блиц-опрос среди депутатов думы г. Владивостока и Законодательного собрания Приморского края. Главной задачей было узнать мнение людей, которые непосредственно стоят у истоков законодательной власти, а также понять, можно ли ускорить решение проблемы и добиться чистоты залива Петра Великого. Редакция СВ

С представителями нашей газеты и общественной коалиции «За живое море» любезно согласилась встретиться Марина Александровна Ломакина, депутат и председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Думы г. Владивостока.

СВ: Уважаемая Марина Александровна, спасибо Вам за эту встречу. Нашей коалицией подготовлен ряд вопросов с тем, чтобы выяснить гражданскую позицию каждого депутата. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы проблему загрязнения моря серьезной? Почему?

МЛ: Когда при принятии Генерального плана города речь шла о третьем разделе – инженерная инфраструктура – в котором были предусмотрены очистные сооружения для города, В.В. Аникеев, руководитель проекта генерального плана, вспомнил такую историю. Когда в 80-х годах обратились к вопросу о том, что городу Владивостоку необходимы очистные сооружения, то зам.министра сказал следующее: «Севастополю, Новороссийску и Владивостоку никаких очистных сооружений не дам, у них рядом море, пусть туда все и сбрасывают». Поэтому сегодня мы имеем настолько загрязненную акваторию, что у нас исчезли очень многие гидробионты, а различные организмы активно мутируют. Собственно говоря, мы нарушили всю экологическую систему. Но если очистные будут сделаны по тому плану, который был разработан, т.е. за ближайшие три года, то море будет в состоянии за небольшой промежуток времени очиститься и восстановиться. Такие положительные примеры уже есть. Но очень многое зависит, конечно же, от нас. Мы приняли генплан, и на сегодняшний день главной задачей является то, что исполнительная власть должна сохранить земельные участки, зарезервированные для этих целей. Чтобы были построены именно те объекты, которые запланированы. Генеральный план принят до 2025 года. Земля, которая определена целевым назначением под строительство очистных сооружений, не может быть использована ни под жилищное строительство, ни под какое-либо другие цели. У нас и в старом генплане были предусмотрены такие участки, но в кризисный период власть их все раздала. Важно было найти новые участки, определить место положения, наиболее подходящее для этих целей. В результате, фактический сброс очищенных стоков будет происходить в залив Усурийский со стороны океана.

СВ: Может получиться так, что из генплана исключат статью о резервировании территории для строительства очистных сооружений?

МЛ: Нет. Во-первых, это уже решено. Во-вторых, уже есть федеральная программа развития ДВ и Забайкалья, где определены эти мероприятия. Деньги поступают из федерального бюджета и находятся под контролем субъекта. Я думаю, что исполнительная власть города Владивостока просто не посмеет этого сделать. Тем более, что федеральные органы занимаются этим вопросом в рамках организации форума АТЭС. А проводить форум, когда в море сбрасывается такое количество нечистот – это просто недопустимо. Однозначно, будет обращено внимание на отсутствие в городе очистных сооружений.

СВ: Разделяете ли Вы ответственность за сегодняшнюю неблагополучную ситуацию?

МЛ: Отчасти да. Поскольку мне 35 лет, а право голосовать наступает с 18 лет, т.е. с этого возраста мы имеем активное избирательное право. Вот,например, мусороперерабатывающий завод. Прошлая администрация совместно с городской Думой выделили деньги на строительство завода, но земельный участок под него отведен не был. Конечно же правильно, что завод не был построен на Шошина. Но прежде чем совершать такие дорогостоящие покупки, сначала надо было определиться с земельным участком и узнать мнение жителей. Ну а поскольку мы выбрали того главу и ту думу, неважно голосовали мы или нет, то мы сами и отвечаем за сделанный выбор и, следовательно, действия властей. Даже если мы не голосовали, ответственность за то, что мы не ходили на выборы лежит полностью на жителях города. Потому что наш голос определяет кто именно окажется у власти и насколько проводимая политика будет соответствовать нашим интересам.

СВ: Какие конкретно действия Вы предприняли за последний год по улучшению качества моря?

МЛ: Сказать, что конкретно я смогла что-то предпринять по улучшению качества моря, не могу. Но как председатель комитета, я постаралась максимально приложить усилия именно к детальной разработке генплана и плана строительства мусороперерабатывающего завода. Также был рассмотрен вопрос рекультивации свалки, благодаря которому отходы не будут попадать в прибрежную акваторию моря. Сейчас складывается очень серьезная ситуация с кладбищами и, конечно же, с очистными сооружениями. Это основные направления нашей работы. Кроме того, планируется установить фильтры на трубы ТЭЦ-2, так как во время дождя огромное количество веществ, которые выделяются при работе предприятия, оседают не только на почву, но также могут попадать в море. Возможно, эти меры касаются загрязнения моря косвенно, но, тем не менее, делаются конкретные шаги в сторону уменьшения загрязнения городских территорий в целом.

СВ: Какие законопроекты или поправки Вы внесли?

МЛ: Думой принят документ по санитарной уборке и по санитарному содержанию общегородских территорий. В соответствии с ним, собственники несут ответственность за очистку, вывоз мусора и санитарное состояние этих территорий. Также предусмотрена ответственность администрации города за те земельные участки и коммуникации, которые должна обслуживать администрация.

СВ: В поддержку каких экологических проектов Вы проголосовали в этом или прошлом году?

МЛ: Экологических проектов по большому счету нет. Но генпланом они предусмотрены. Сейчас идет согласование планировок, в которых они тоже будут отражены.

СВ: Какие действия планируете предпринять в этом году? В следующем году?

МЛ: В бюджете города будет рассматриваться проект по мусороперерабатывающему заводу. Это, что касается городского бюджета. Край выделяет средства на строительство очистных сооружений, мы тоже постараемся поддержать этот проект.

СВ: Будете ли Вы поддерживать предложения ученых-экологов, если таковые к Вам поступят?

МЛ: Если предложения поступят, мы конечно будем их поддерживать. Хотелось бы услышать более конкретные предложения тех ученых, которые были бы компетентны в рассматриваемых вопросах. С удовольствием учтем опыт ученых, которые занимались аналогичными проектами, может быть в других регионах, за рубежом. СВ: Где на побережье Вы обычно отдыхаете?

МЛ: Отдыхать я выезжаю за пределы Владивостока. На севере края, между п.Терней и п.Пластун, есть замечательное место, называется «Духовские озера». Там очень хорошо и спокойно. А главное, не берет сотовая связь, собственно это меня больше всего и привлекает.

Следующее интервью мы провели с Александром Григорьевичем Юртаевым, депутатом и членом комитета по городскому хозяйству Думы г. Владивостока.

СВ: Уважаемый Александр Григорьевич, благодарим Вас за эту возможность пообщаться. Мы – коалиция общественных организаций «За живое море!» - подготовили несколько вопросов, чтобы выявить гражданскую позицию каждого депутата. Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы проблему загрязнения моря серьезной? Почему?

АЮ: Да, я считаю проблему загрязнения моря очень серьезной. Не только потому, что я как депутат выражаю интересы горожан, но я также являюсь жителем Владивостока и мне хочется, чтобы у меня и у моей семьи была возможность отдыхать и наслаждаться прекрасной природой нашего края не выезжая далеко от города.

СВ: Разделяете ли Вы ответственность за сегодняшнюю неблагополучную ситуацию?

АЮ: С одной стороны, да, но с другой, я считаю, что многое зависит не от меня. В сложившейся ситуации виноваты все, начиная от органов власти, которые допустили развитие этой проблемы, и заканчивая рядовыми жителями. Если бы каждый человек имел активную жизненную позицию, я думаю, такого можно было бы избежать. Вообще, моя позиция в отношении проблем экологи радикальная. Я единственный, кого действительно волнует этот вопрос. Вот, например, я боролся с незаконной вырубкой деревьев и точечной застройкой во Владивостоке. Есть такой телевизионный канал «Бизнес ФМ», на котором мы разместили баннер с номером телефона для обращения граждан. Я как депутат собирал информацию и обращался в контролирующие органы – прокуратуру и администрацию. В результате, все поступившие жалобы были рассмотрены и жители получили реальную помощь.

СВ: Какие конкретно действия Вы предприняли за последний год по улучшению качества моря?

АЮ: Я был инициатором уборки городских пляжей. Мы провели сбор мусора в б.Тихой, б.Патрокл, б.Соболь и б.Сухопутная. Работал с нашими службами – городскими, краевыми и федеральными - по вопросу снижения выбросов ТЭЦ-2 и добился успехов. Я считаю это лично своим достижением. Сейчас рассматривается такой вопрос как реконструкция ТЭЦ-2, решение которого позволит значительно уменьшить нагрузку на и без того загрязненную атмосферу города и улучшить состояние таких районов как Тихая и Нейбута.

СВ: Какие законопроекты или поправки Вы внесли?

ВГ: Участвовал в принятии муниципальной целевой программы «Отходы», которая будет действовать до 2015 года. Кроме того, занимался разработкой поправок, связанных с ужесточением наказания за загрязнение окружающей среды.

СВ: В поддержку каких экологических проектов Вы проголосовали в этом или прошлом году?

АЮ: В первую очередь за проект «Отходы», который направлен на создание муниципальной системы управления отходами для обеспечения эффективности процесса обращения с отходами. А также за другие экологические проекты, которые были представлены в этом году.

СВ: Какие действия планируете предпринять в этом году? В следующем году?

АЮ: В следующем году планируется выделить деньги на развитие экологических программ из бюджета города, потому что на сегодняшний день кроме программы «Отходы» по большому счету ничего не действует. Планируется продолжить программу по ПРАВО НА ЧИСТОЕ МОРЕ

рекультивации свалки на Горностае. Срок действия программы – до 2010 года. Также по возможности будем участвовать в программах общественных организаций, проводить работы по экологическому просвещению и образованию населения города Владивостока.

СВ: Где на побережье Вы обычно отдыхаете?

АЮ: Несмотря на то, что на всех пляжах города купаться запрещено, я все же предпочитаю отдыхать именно в черте города. Например, в б.Патрокл, б.Сухопутная, на Змеинке. Частенько выезжаю на остров Русский, в б.Аякс. Беседовали Валентина Дашевская и Мария Лесная

Также с нами побеседовал член комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Думы г. Владивостока Александр Александрович Приходько.

СВ: Уважаемый Александр Александрович, спасибо Вам за эту встречу. Нашей коалицией подготовлен ряд вопросов о проблемах загрязнения прибрежных акваторий залива Петра Великого. Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы проблему загрязнения моря серьезной и почему?

АП: Проблема загрязнения моря, на мой взгляд, очень серьезная. Во-первых, когда в море сбрасываются сточные воды, есть вероятность роста патогенных микроорганизмов, в результате чего может быть инфицирована большая часть населения. Ведь город непосредственно контактирует с морем. Те же самые рыбаки, зимой ловят рыбу на льду. Встают там, куда выходят сточные трубы, потому что рыбы много, так как она этим питается. Ловят эту рыбку, тут же продают ее населению, которое с удовольствием ее покупает, потому что если это, например, зимний лов, то рыба свежая, недорогая. В результате мы имеем увеличение числа инфекционных заболеваний, вплоть до эпидемий. Летом, когда люди, дети купаются, вода может попадать в рот, в нос и получаем тот же самый результат.

СВ: Как вы относитесь к низкому развитию туризма из-за отсутствия чистых, конкурентоспособных пляжей?

АП: На мой взгляд, проблема серьезная потому, что пляжи работают один месяц в году. Получается, что содержать пляж ради одного месяца очень сложно, в остальные месяцы пляж не эксплуатируется как нужно, как необходимо. Когда летом убирают фирмы, которые арендуют территорию, то пляжи как таковые в летнее время чистые. Мы возьмем и Чайку, мы возьмем и Первую Речку, и ряд других пляжей. На мой взгляд, убирается все чисто, все здорово. Это там, где есть арендаторы. Допустим, на Моргородке никто пляж не арендует, соответственно там жуткая грязь и вообще чего там только нет. Все-таки, пляжи по хорошему нужно было бы закрепить за определенными людьми, которые бы за них отвечали. Отдать их в аренду если можно. Кроме того, мы не используем полностью биоресурсы, которые могли бы приносить нам немалый доход. Взять тех же самых Корею, Китай, которые используют на 90% свои биоресурсы. У нас ничего такого нет. Потому что, как говорится, нет хозяина. Говорят, у нас, мол, климат холодный, поэтому ничего и не получается. На самом деле в холодном климате моллюски растут лучше, потому что вода больше насыщена кислородом. Получается, что если бы удалось разграничить территории, то если отдать их коммерсантам, бизнесменам для развития, то они могли бы навести порядок, их облагородить, и максимально использовать прибрежные и морские ресурсы. Они были бы больше всех заинтересованы в том, чтобы море было чистым. Ведь вырастить нормальную марикультуру там, куда сбрасываются химикаты и фекалии, невозможно. Такие морепродукты будут просто непригодны для питания. И очистные сооружения нужны как раз для того, чтобы благодаря им мы могли полноценно использовать морские акватории.

СВ: Разделяете ли Вы ответственность за сегодняшнюю неблагополучную ситуацию?

АП: Ответственность разделяю, потому, что я являюсь депутатом городской думы уже не первого созыва. На мой взгляд, практически ничего не делалось для того, чтобы как-то улучшить и изменить ситуацию.

СВ: Какие конкретно действия Вы предприняли за последний год по улучшению качества моря?

АП: Я выезжал в составе комиссии для проверки содержания пляжей. Мы смотрели, в каком состоянии они находятся у арендаторов, что именно они делают, облагораживают или нет. Это конечно разовая акция и как таковой большой пользы для моря это не принесет.

СВ: Какие законопроекты или поправки Вы внесли?

АП: Честно скажу, никаких. Именно по поводу экологии. Хотя… внес законопроект, который был утвержден Думой – это положение о комитете по экологии. По мнению специалистов не только из Владивостока, но и из других регионов, это одно из лучших положений в России.

СВ: В поддержку каких экологических проектов Вы проголосовали в этом или прошлом году?

АП: Я голосовал за концепцию, которую внес Николаев, еще будучи мэром. Она заключается в том, чтобы в каждом районе было построено по одному мусороперерабатывающему заводу, всего вышло бы 5. За концепцию я голосовал, но выступал и в суде по поводу того, чтобы не допустить строительство мусороперерабатывающего завода на Баме, на ул. Шошина. Это, на мой взгляд, категорически не возможно, потому что, во-первых, там распадок. Рядом находится автобусный парк. Когда в автобусном парке прогреваются автобусы, по этому распадку идут все газы с автобусного парка, а там и детский садик, и школа. В этой школе № 53 я учился и я знаю, что когда прогреваются эти автобусы, то на школьном стадионе заниматься невозможно, а газы проникают даже в школу с закрытыми окнами. Что же будет, если построить там мусороперерабатывающий завод? Нужно было подойти к этому вопросу с умом, ведь завод действительно нужен. Можно было бы поставить его выше на сопке. Там сопка на семи ветрах и можно было бы избежать нагрузки на школы и детские сады. Я сам лично бегал по организациям, которые находятся на сопке, и договаривался с ними. Они сказали, что с удовольствием спустятся вниз, но им никто не дает территории. По-моему идея с заводами отличная. Потому что я считаю, что везти мусор на Горностай и устраивать там эту свалку, которая и море гробит и воздух загрязняет – это, по меньшей мере, неправильно.

СВ: Какие действия планируете предпринять в этом году? В следующем году?

АП: Если Пушкарев внесет в Думу экологические проекты, то, я думаю, все депутаты, не только я, руками и ногами, их поддержат. Согласно Федеральному закону Дума г. Владивостока не имеет право готовить сама программы. Получается, раз мы не имеем такого права, все программы должна готовить администрация города. Если администрация внесет нам на рассмотрение такую программу, то, я думаю, что она будет одобрена всеми депутатами, независимо от того к какой политической партии они относятся. Потому что живут в этом городе все. СВ: Вы можете выступить с инициативой? Может быть внести конкретное предложение?

АП: Мы можем выступить, нам никто этого не запрещает. Но все зависит от того, насколько в этом заинтересован глава города. Организует ли он деятельность аппарата для того, чтобы готовили эти проекты. Мы можем лишь доработать проект, внести какие-то изменения. Конкретное предложение было от самого главы города – построить четыре комплекса очистных сооружений. По-моему придумать предложение круче невозможно. Принят генплан города, в котором выделены территории для строительства очистных. Но дело в том, что и в прошлом генплане были тоже предусмотрены очистные. Я переживаю за то, что прописать на бумажке – это одно дело, а воплотить в жизнь – совершенно другое. Поэтому я надеюсь на действующего главу, на его разумность. Во время предвыборной кампании он говорил о строительстве очистных сооружений, будем надеяться, что он не будет уклоняться от своих обещаний и очистные появятся.

СВ: Будете ли вы поддерживать предложения ученых-экологов, если таковые к вам поступят?

АП: Конечно буду. Главное, чтобы они были разумными. Буквально месяца полтора назад приходил ученый, предлагал создать структуру, точно уже не помню, по экологии, приносил визитку для того, чтобы показать насколько он титулованный. Он хотел, чтобы на эту структуру выделили деньги, причем не малые – несколько сотен миллионов долларов. И тогда, по его словам, он бы много чего сделал. Но вы понимаете, что это предложение из области фантастики.

СВ: Где на побережье Вы обычно отдыхаете?

АП: Обычно ездим на Чайку, потому что получается относительно близко и без пробок. На Шамору добраться невозможно. Выехать отдыхать на острова не позволяет время. За всю жизнь пару раз выезжал на о. Попов, конечно здорово. Я ездил на о. Попов с комиссией, проверяли пляжи. Там запретили собирать деньги, убрали платные пляжи, в результате в течение двух недель работала какая-то браконьерская фирма и практически ничего живого не оставила. Ездили отдыхать в б. Рисовую, в Андреевку. Там такое ощущение, что граблями от и до все выгребли. Я вообще любитель понырять. Без акваланга, но с ластами. Метров на десять нырнуть, наверное, смогу, но даже там, чтобы найти ежика, нужно очень постараться. Дело в том, что помимо людей работают еще и фирмы, поэтому я и говорю, что пляжам нужен хозяин. На о. Попов если бы был хозяин, он бы не позволил такого, хотя бы половину оставил. Хозяин заинтересован в туристах, люди приехали, нашли ракушку, довольны, счастливы, приготовили на костре и все здорово и отлично. А если они приехали на пляж, заваленный морской травой и мусором, а в море ничего нет, тогда какой смысл, разве это море. Сейчас все стали ездить на север, потому что там можно еще чтото найти. Чтобы решить эту проблему, этим должна заниматься власть, экологи и предприниматели. Можно отдать им на 50 лет этот пляж и поставить под жесткий контроль. Но не так, чтобы отдать на месяц пляж в аренду, предприниматель содрал бы побольше с отдыхающих и бросил до следующего сезона.

СВ: Но предприниматели могут быть разными. Взял пляж на 50 лет в аренду, передумал и сдал его субарендатору. А где гарантия, что новый хозяин будет добросовестным?

АП: Пусть сдает. Ведь он отвечает за этот пляж. Можно составить нормальные договора. Если один раз выписывается штраф, выписывается второй, то автоматически договор с ним расторгается. Кроме того, я думаю, как только начнут нормально работать правоохранительные органы, то все изменится. У меня большие надежды на новый закон о коррупции.

Беседовали Валентина Да- шевская и Мария Лесная

Ниже приводится текст обращения, которое подписали около 2000 жителей Владивостока и которое региональной коалицией “За живое море!” в сентябре было передано высшим органам власти в городе и крае: губернатору Приморского края, председателю Законодательного Собрания, мэру г. Владивостока и председателю думы г. Владивостока. Первый ответ из думы г. Владивостока.

Многие десятилетия хроническое высокое загрязнение залива Петра Великого представляет опасность для здоровья жителей побережья – более половины жителей Приморского края. Владивосток является единственной региональной столицей России, где практически отсутствуют очистные сооружения. Ежедневно в море сбрасывается до полумиллиона кубометров неочищенных или условно очищенных стоков. В результате Амурский залив по целому ряду показателей уже более чем полвека является одной из самых загрязненных акваторий России. А между тем залив является рекреационной зоной и побережье активно используется для отдыха жителей краевого центра и всего Приморья. Риск для здоровья может представлять нахождение на берегу, купание в воде, использование в пищу морских биоресурсов и так далее. Нынешняя ситуация с загрязнением моря является грубым нарушением прав граждан, прописанных в Конституции России, законе «Об охране окружающей среды», законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других нормах российского законодательства.

Мы имеем право на защиту нашего конституционного права на здоровую морскую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Мы обращаемся к губернатору Приморского края, Законодательному Собранию Приморского края, депутатам Государственной Думы, мэру г. Владивостока и депутатам думы г. Владивостока с требованием принять скорейшие меры для строительства очистных сооружений и оздоровления нашего моря ради здоровья людей.

Ответ на обращение от комитета по бюджету, налогам и финансам Думы г.Владивостока Координатору региональной коалиции “За живое море!” П.О. Шарову

В ответ на Ваше обращение с просьбой принять скорейшие меры по строительству очистных сооружений в г. Владивостоке сообщаю следующее.

Администрацией города Владивостока осуществлена закупка завода по переработке твердых бытовых отходов и производству строительных материалов. Оборудование американской компании было закуплено на бюджетные средства в 2006 году, но когда началось его строительство в районе улицы Шошина, жители микрорайона организовали пикеты и акции протеста. Действительно, отвод площадки под завод такого профиля был произведен с нарушением действующего законодательства.

В настоящее время администрация Владивостока ищет место для размещения завода. Выбор площадки должен строго соответствовать санитарным нормам, другим требованиям законодательства, учитывать территориальное планирование согласно генплану, а также интересы населения.

В бюджете Владивостокского городского округа на 2008 году заложены и утверждены средства на строительство завода в сумме 3374 тыс. руб.

Теперь перед новой администрацией стоит задача - как можно быстрее ввести в строй крайне нужный городу объект. Его мощность - 48 тонн в сутки, 17,5 тысяч тонн в год.

Японские моря – мусорные берега

Чистое лазурное море, ласковое теплое солнышко, уютный опрятный пляж – вот она, курортная идиллия. Никому не нравится купаться в грязной воде или загорать на кучах мусора. А между тем, согласно исследованиям Института защиты моря, проблема замусоривания побережья является очень острой для Амурского залива и всего Южного Приморья. Но это проблема не только наша, российская, она является глобальной, международной. Как же решается вопрос морского мусора у нас и за рубежом экологи азиатско-тихоокеанского региона выясняли на специальном международном семинаре, проведенном во Владивостоке 26 сентября этого года. Мероприятие было очень представительным. В нем приняли участие ученые, представители общественных организаций и государственных органов России, США, Японии, Китая и Кореи.

Ранним холодным сентябрьским утром участники собрались в Морском государственном университете. После торжественного открытия и короткого кофепития начались доклады иностранных и отечественных специалистов.

Первой в секции обучающего семинара выступила Соня Бестейро, один из руководителей американской общественной организации «Сохранение океана» (Ocean Conservancy). Она рассказала об истории проведения акций по очистке морского побережья от мусора(ICC), которая началась в 1986 году, когда сотрудники «Ocean Conservancy», обнаружив чрезвычайно загрязненное побережье острова South Padre, решили призвать жителей Техаса провести уборку береговой зоны. В течение 3 часов 2 800 человек очистили около 200 км побережья, собрав 124 тонны различного мусора. Это событие стало началом регулярных мероприятий по очистке берегов. В 1989 году акция приобрела статус международной, поскольку к ней присоединились жители Канады и Мексики. В 2004 году в акции уже участвовали 305 тыс. человек из 88 стран мира. Было очищено 20 000 км. побережья, собрано 2 300 т. мусора. К настоящему времени более 6 млн. волонтеров поучаствовали в этих акциях и очистили свыше 340 000 километров берега.

Загрязнение мусором акваторий и побережий не только разрушает природную экосистему, но и угрожает здоровью и безопасности человека, а так же имеет огромные негативные экономические последствия для зон отдыха. Главным и единственным источником поступления мусора в природную среду является человек.

Выделяют следующие направления деятельности, обуславливающие поступление мусора в природную среду:

1. Туристические и рекреационные отходы.

2. Деятельность морских судов.

3. Отходы табачных изделий.

4. Санкционированные и несанкционированные мусорные свалки.

5. Медицинские отходы и средства гигиены.

Организация «Сохранение океана» ведет учет и анализ поступления мусора, поскольку на акциях по очистке берегов всегда проводится сортировка и определение источников мусора.

Деятельность организации «Сохранение океана» теперь простирается уже на 127 стран, где они координируют действия местных активистов и принимают от них данные. Конечно, такая работа требует и больших затрат. Откуда же берутся эти деньги? Как выяснилось основная поддержка этой деятельности оказывается двумя государственными ведомствами США – Агентством по охране окружающей среды и Агентством изучения океанов. Помимо этого у организации «Сохранение океана» есть и частные национальные спонсоры – такие, например, как Coca-cola. Такой опыт поддержки полезной обществу инициативы было бы полезно перенять и России и поддерживать финансово и организационно общественные организации занимающиеся решением проблемы мусора. Помощь от спонсоров тоже не бескорыстна – ведь взамен они получают рекламу и налоговые льготы.

Далее свою презентацию представила Йошико Окура, сотрудница Японской общественной экологической организации JEAN. Она рассказала, что они ведут свою деятельность в Японии уже более 10 лет. Они входят в сообщество «Сохранение океанов» и работают по той же схеме. Но есть и свои особенности. Принципы обращения с мусором в Японии довольно любопытные. После сбора мусора, они определяют, какие компании его произвели и в итоге предъявляют им счет. Поэтому коммерческие фирмы оказываются заинтересованы вести среди своих покупателей агитацию не разбрасывать свой мусор где попало. Также у производителей упаковок появляется стимул производить биологически разлагаемую продукцию, а не только использовать пластик. Йошико отметила, когда они только начинали, то думали, что через 10 лет прекратят свою деятельность – ведь проблема мусора к этому времени уже наверняка будет решена. Однако действительность сегодняшнего дня такова, что объемы мусора не только не исчезли, но и увеличиваются с каждым годом. Следующей была презентация Сан Ву Хонг, которая рассказала о работе своей организации Корейского центра спасения моря. Они ведут свою деятельность с 1999 года. Это общественная организация, но их проект находится на государственном финансировании. Они занимаются очисткой от мусора не только береговой зоны, но и под водой.

В общей сложности в семинаре приняло участие 11 зарубежных и отечественных участников.

О перспективах развития подобной деятельности в нашем крае рассказал Монинец Сергей Юрьевич, директор института защиты моря МГУ им. адмирала Г.И. Невельского. За 2006 и 2007 годы представители российских экологических организаций и органов власти участвовали в международных акциях по очистке берега (ICC) в Японии, Корее и Китае. Это позволило изучить методику и получить определенный опыт в проведении этих акций. В 2007 году в рамках международной конференции «Морская Экология 2007» была проведена первая пробная акция ICC на берегу Уссурийского залива.

Институт защиты моря занимается изучением проблемы морского мусора в заливе Петра Великого. Как показывают первые результаты, эта проблема особенно остра в Амурском заливе. Предполагается развивать в Приморском крае работу общественного движения по очистке берегов по примеру зарубежных коллег. Но, как показывает их опыт, для этого необходимы государственное финансирование и поддержка. А также в целом, поскольку проблема мусора все ухудшается, необходимо всем вместе искать новые методы работы и пути решения.

Елена Соловьева

Как мы с японцами убирали мусор



К вам когда-нибудь приезжали японцы и собирали мусор у вас на пляже? А вот к нам приезжали, да еще и прихватили с собой китайцев и корейцев!

Организатором такой международной акции по сбору мусора с прибрежных территорий, под названием ICC (International Coast Cleanup), выступило руководство программы «План действий по защите морской среды северо-запада Тихого океана» (NOWPAP). Коллективная уборка проводилась в б. Щитовой, той самой, которая находится недалеко от знаменитой свалки «Горностай». Правда в этот день, на выбранном участке пляжа мусора было сравнительно немного. Все участники разбились на 4 группы: русская, японская, корейская и китайская.

Для акции огородили часть пляжа – около 300 метров длиной. Но при таком большом количестве участников – около 50 человек и жгучем желании оставить свой след в полезном для природы деле, оказалось, что убирать практически-то и нечего. Вот тут то мы и увидели, кто действительно радеет за нашу природу. Что говорить, русская группа хоть и старательно разгребала выброшенную на берег траву, но никто так и не решился нарушить установленные границы и проявить инициативность. В общем, когда дело дошло до взвешивания собранного мусора, русские оказались в самом хвосте... А заморские азиатские коллеги активно искали мусор за пределами выделенной территории. Долго им искать не пришлось и они удовлетворили свою жажду деятельности двумя близлежащими кучами мусора приличного размера.

Особенностью акции было и то, что мусор нужно было изучить и классифицировать, что со стороны выглядело довольно странно. Собранное «богатство» было высыпано в общую кучу внутри каждой группы и началось самое интересное. Нужно было отсортировать мусор по категориям в мешки разных цветов, пересчитать и ничего не перепутать. Одно дело собирать мусор, другое – разбираться из чего он состоит: перебирать грязные пакеты, одноразовую посуду, выбирать окурки и определять к какой категории относится использованный памперс…Реакция у людей тоже была соответствующая – кто-то стоял в сторонке и морщился, кто- то воспринимал происходящее с долей иронии, а кто-то активно принимал участие с серьезным намерением помогал чем сможет. Но, не смотря на все трудности, акция была очень интересной, а главное веселой. За счет присутствия иностранных участников мы почувствовали, что проблем загрязнения пляжей является актуальной не только в нашем крае, но и в других государствах, и мы все ответственны за чистоту нашего моря и наших пляжей.

Мария Лесная

При этом город ежегодно производит более 200 тысяч тонн бытовых отходов. По оценке проектировщиков, оборудование для планируемого завода отвечает всем экологическим требованиям, узлы и агрегаты имеют необходимые сертификаты соответствия, здесь будут применяться современные технологии переработки твердых бытовых отходов. При этом из целого ряда мусорных фракций возможно производство стройматериалов - такова общемировая практика.

Одним из наиболее рациональных вариантов могло бы стать размещение завода рядом с комплексом по переработке и утилизации ТБО, строительство которого запланировано в рамках федеральной подпрограммы “Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества со странами АТР” в районе ручья Безымянного, в 1,5 км вглубь лесного массива от бухты Горностай. Однако этот вопрос также требует серьезных согласований на всех уровнях власти.

Председатель комитета

И.С. Чемерис

Конечно, спасибо большое за ответ председателю комитета думы г. Владивостока И.С. Чемерису. Правда при чем здесь мусороперерабатывающий завод совершенно не понятно. Ведь речь в обращении шла о строительстве очистных сооружений, так необходимых городу. Одно из двух: либо уважаемый депутат не понял вопроса, либо попросту ушел от ответа. Видимо, надо спрашивать еще.

Редакция СВ

Право на чистое море: выпуск №16 (Ноябрь-Декабрь, 2008 г.)

Ответы от представителей власти на запрос коалиции общественных организаций

Ответ №1: Администрация г. Владивостока

Уважаемый Петр Олегович!

Администрация города Владивостока рассмотрела Ваше обращение по сложившейся ситуации в Амурском и Уссурийском заливах в связи с отсутствием канализационных очистных сооружений и сообщает, что в настоящее время вопрос проектирования и строительства канализационных очистных сооружений получил финансовое обеспечение. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.11.2007 № 801, утвердившим новую редакцию Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2013года» в подпрограмме «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» предусмотрены реконструкция и развитие систем водоснабжения и канализации г. Владивостока из средств федерального и краевого бюджетов.

Прошел Государственную экспертизу проект канализационных очистных сооружений центрального района г. Владивостока. В настоящее время институт ОАО «Приморгражданпроект» работает над выпуском рабочей документации по данному проекту. Кроме того, Администрация Приморского края заключила контракт с ЗАО «Энергокаскад» г. Москва на проектирование еще 3-х площадок канализационных очистных сооружений Северного, Южного и Восточного районов канализации г. Владивостока.



С.А. Черкасов, зам. главы администрации г. Владивостока



Спасибо администрации города за этот ответ. Это официальное обещание построить очистные сооружения и письменная публичная гарантия финансового обеспечения проекта. Очистные сооружения необходимы для защиты моря и нашего здоровья, так что мы будем следить за претворением обещаний в жизнь.



Коалиция “За живое море!”

Ответ №2: Законодательное Собрание Приморского края

Рассмотрев поступившие в адрес Законодательного Собрания Приморского края обращения Дальневосточного фонда охраны здоровья, относительно обеспокоенности жителей состоянием окружающей среды, в том числе качества морской среды залива Петра Великого, сообщаю следующее. В настоящее время органами законодательной и исполнительной власти Приморского края последовательно предпринимаются шаги в области улучшения уровня жизни населения Приморского края. В этом направлении депутатами Законодательного Собрания Приморского края в 2002 году принята краевая целевая программа “Обеспечение населения Приморского края питьевой водой” на 2002 - 2010 годы, в 2003 году - “Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и друком крае” на 2003-2010 годы, в 2005 году принят Закон Приморского края “О краевой целевой программе “Отходы” на 2005 - 2008 годы.

Мероприятия по указанным программам ежегодно финансируются из краевого бюджета.

В настоящее время Государственным учреждением Дальневосточного филиала Всероссийского НИИ “Охраны природы” по заказу органов исполнительной власти Приморского края разработана краевая целевая программа “Чистое Приморье”. До конца этого года она должна пройти экологическую экспертизу в управлении охраны окружающей среды Приморского края. В 2009 году мероприятия данной программы, после утверждения плановых объемов по их финансированию в законе о краевом бюджете на 2009 год, также начнут реализовываться.

Предусмотренные упомянутыми программами мероприятия направлены на улучшение окружающей среды, это относится и к решению проблем по очистке морских акваторий и не допущению их загрязнения в дальнейшем.

Большие надежды мы возлагаем на реализацию мероприятий при подготовке к проведению в 2012 году в городе Владивостоке саммита АТЭС, в том числе возможности за счет средств федерального бюджета построить недостающие локальные очистные сооружения.

В Законе Приморского края “О краевом бюджете на 2008 год” и в проекте закона Приморского края “О краевом бюджете на 2009 год” нами совместно с органами исполнительной власти Приморского края в рамках краевой целевой программы “Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе” на 2008-2011 годы заложены средства на строительство очистных сооружений. В мероприятия данной программы входят следующие мероприятия: Реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации в г. Владивостоке (объекты канализации, реконструкции очистных сооружений Северного планировочного района, строительство очистных сооружений Южного планировочного района, строительство очистных сооружений Восточного планировочного района, а также строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке и рекультивация существующего полигона твердых бытовых отходов в г. Владивостоке.

Кроме того, осуществление организационных мероприятий связанных с предотвращением загрязнения и очисткой акватории залива Петра Великого координируется межведомственной комиссией при Администрации края.

Искренне надеюсь, что предпринимаемые всеми нами совместные усилия в данном направлении помогут созданию более благоприятных условий для комфортной жизни населения Приморского края.

депутат Т.В. Заболотная

Комитет по продовольственной политике и природопользованию, ЗакС ПК

Ответ №3: Законодательное Собрание Приморского края

СВ: Считаете ли проблему загрязнения моря серьезной и почему?

- Конечно я согласна с мнением, что экологическая обстановка вокруг нашего моря близка к катастрофе. Ведь для того, чтобы воочию увидеть весь масштаб загрязнения, не обязательно проводить специального исследования. Для этого достаточно прогуляться вдоль корабельной набережной во время обеденного перерыва. Чистота данного участка нашего города — как показатель отношения к водной стихии в целом.

СВ: Разделяете ли вы ответственность за сегодняшнюю неблагополучную ситуацию?

- Конечно разделяю! Мое мнение, что ответственность за то, где и в каких условиях мы живем должна лежать на каждом гражданине. Непозволительно бросать мусор на улице и потакать в этом нашим детям. Только так, я считаю, можно внести сферу экологического воспитания в общекультурный уровень отношений с окружающим миром для любого человека: будь ты руководитель предприятия или студент.

СВ: Какие конкретно действия вы предприняли за последний год по улучшению качества моря?

Как и все мы я люблю отдыхать на берегу и зачастую сталкиваюсь с ситуацией, когда туристы, отдыхающие прежде оставляют мусор. Небольшой, но важный вклад моей семьи и моих друзей: после нашего пребывания этот пляж становится пригодным для отдыха.

СВ: Какие законопроекты или поправки вы внесли?

- Как депутат комитета Законодательного Собрания Приморского края по социальной политике и защите прав граждан я курирую несколько другую сферу, а именно вопросы материнства и детства.

СВ: В поддержку каких экологических проектов вы проголосовали в этом или прошлом году?

- В этом году в плане работы комитета по продовольственной политике и природопользованию находятся 3 законопроекта: О животном мире Приморского края, Об охране атмосферного воздуха в Приморском крае, Об отходах производства и потребления, которые я несомненно буду поддерживать.

СВ: Будете ли поддерживать предложения ученыхэкологов, если таковые к вам поступят?

-Это зависит от самих предложений: сложно судить о чемто, что ты никогда не видел или не читал. Но все они обязательно будут рассмотрены самым тщательным образом.

депутат И.В. Берданова

Комитет по социальной политике и защите прав граждан, ЗакС ПК,

Ответ №4: Законодательное Собрание Приморского края

Уважаемый Петр Олегович!

Благодарю Вас за возможность высказаться по столь важному и значимому для всех жителей Приморского края вопросу как состояние акватории Амурского Залива. Проблемы моря достаточно близки мне не только потому, что я живу на его берегу, но и в силу того, что являюсь руководителем рыбодобывающей компании. Наверное, именно поэтому мои основные проекты совместно с коллегами из других предприятий направлены на сохранение популяций морских обитателей и поддержание экосистемы в районах промысла – Охотском и Беринговом морях.

Так, мы стараемся использовать экологически безопасные орудия лова, исключили переловы, ограничили вылов икряного минтая, чтобы обеспечить воспроизводство биоресурса, следим за техническим состоянием судов, дабы не загрязнять окружающую среду. В 2008 году начали полную оценку промысла минтая на соответствие принципам Морского Попечительского Совета (MSC), основа которых – устойчивое рыболовство. Это подразумевает под собой экологически безопасный промысел и сохранение экосистемы для будущих поколений.

Тем не менее, это только часть проблем, которые хотелось бы решить. Не менее существенной является проблема нашего родного города и окружающей его среды. В преддверии саммита АТЭС несомненно положительным фактором привлекательности региона стала бы чистая акватория. Это позволило бы донести до широкой общественности не только в России, но и за рубежом, насколько заманчив Владивосток как зона отдыха. Помогло превратить наш город в туристический центр пляжного отдыха.

Тут необходимо отметить, что в октябре уже состоялось выездное совещание по вопросу проектирования и строительства объектов системы водоснабжения и канализации центрального планировочного района Владивостока. Определена площадка, где будут размещены соответствующие сооружения. По данным проектировщиков, мощность очистных сооружений составит 160 тысяч кубометров сточных вод в сутки. Современная технология очистки позволит получать 40 тонн сухого обеззараженного остатка, который затем будет утилизирован на мусороперерабатывающем заводе. Вода, очищенная до уровня питьевой через глубоководный вы- пуск будет сбрасываться в море. Кроме очистных сооружений также будут построены 2 канализационно - насосные станции, заменены трубопроводы и реконструированы все канализационные коллекторы. Проект также предусматривает строительство очистных сооружений южного и восточного районов. По расчетам специалистов, модернизация системы водоснабжения и канализации центрального планировочного района Владивостока займет 3 года. На реконструкцию и развитие системы водоснабжения и канализации во Владивостоке предусмотрено 2,1 миллиарда рублей в федеральном и более 1,6 миллиарда в краевом бюджете. 14,6 миллиона из краевого бюджета уже выделено на проектные работы

Я уделяю внимание работам ученых в области экологии моря. В частности, разделяю беспокойство сотрудников Дальневосточного фонда охраны здоровья вследствие недеятельности беспозвоночных животных в акватории Амурского залива. Несомненно, такая работа представляет большую важность и предупреждает нас о возможных последствиях для человека, если не будут приняты соответствующие меры по предотвращению загрязнения.

При этом уже наработан опыт совместной работы с ТИНРО и Всемирным фондом дикой природы по проектам, связанным с Охотским и Беринговым морем. Поэтому считаю, что политики и бизнесмены могут успешно сотрудничать с научными центрами, идти с ними рука об руку, особенно если экологические проекты хорошо обоснованы и просчитаны этапы их реализации.

депутат П.С. Савчук

Комитет по региональной политике и законности, ЗакС ПК,

Ответ №5: Дума г. Владивостока

Проблема загрязнения моря во Владивостоке приобрела глобальный характер. Последствия загрязнения сказываются на всех сторонах жизни моря. К основным источникам поступления сточных вод в Амурский залив следует отнести главным образом два крупных города - Владивосток и Уссурийск. При этом, значительная часть сточных вод Владивостока (его западной части), сбрасывается непосредственно в залив. Бухта Золотой Рог наиболее интенсивно подвергается влиянию сточных вод г. Владивостока. В бухту поступает значительный объем сточных вод системы городской канализации, кроме того, огромное воздействие оказывают крупнейшие городские порты и судоремонтные заводы. Во Владивостоке нет очистных сооружений, и только от трех до пяти процентов всех сточных вод, сбрасываемых в Амурский залив, проходят очистку.

Для того, чтобы оживить “умирающее море”, то есть восстановить природное состояние акватории залива Петра Великого, понадобятся столетия. Необходимы конкретные методы рекультивации вод и миллиардные бюджеты. Но поскольку детальной качественной оценкой вод залива и его экологического режима ученые не располагают, то и предоставить перечень мер, необходимых для рекреации прибрежных вод, не могут. Стоит признать, что на сегодняшний день существующая нормативная база в области местного экологического контроля не отвечает требованиям. По сути можно говорить, что ее практически нет. Муниципально - правовой акт от 14 ноября 2007 г. N 104-МПА «Порядок организации и осуществления деятельности, направленной на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранных требований, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности законодательства в области охраны окружающей среды, экологической и санитарной безопасности на территории Владивостокского городского округа» фактически не предусматривает реальных механизмов осуществления декларируемых положений. Также существует Решение Думы г. Владивостока от 14 октября 2004 г. N 22 «Об утверждении положения о муниципальном экологическом контроле на территории муниципального образования город Владивосток» (в ред. Решения Думы г. Владивостока от 03.02.2005 N45).

К великому сожалению, за прошедшие месяцы своей работы Дума г. Владивостока еще не приступила к рассмотрению законопроектов в области экологии.

Безусловно, я как депутат Думы г. Владивостока, обращу особое внимание на предложения ученых-экологов, экологических организаций и посодействую в разработке и принятии данных нормативно-правовых актов. Жду Ваших предложений, с удовольствием поучаствую в разработке данных нормативноправовых актов.

О.А. Храмов Депутат думы г. Владивостока

Ответ №6: Дума г. Владивостока

С представителями нашей газеты и общественной коалиции «За живое море!» любезно согласился встретиться Александр Георгиевич Кириченко, депутат и член комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Думы г. Владивостока.

СВ: Уважаемый Александр Георгиевич, спасибо Вам за эту встречу. Нашей коалицией подготовлен ряд вопросов с тем, чтобы выяснить гражданскую позицию каждого депутата. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы проблему загрязнения моря серьезной? Почему?

АК: Обидно конечно, что на сегодняшний день наш красивый край с его замечательной природой оказывается в таком ужасном состоянии. Я приехал в Приморье в 80-х годах, был офицером, и так получилось, что остался здесь навсегда. Мне очень нравился Владивосток, город был закрытым и еще чистым, хотя потребность в очистных сооружениях уже тогда была актуальной. Но самое интересное, что мало кто в городе знал об этой проблеме. Я сам узнал только, когда стал депутатом городской Думы и вплотную столкнулся с этим вопросом. Мне было не понятно, почему во время дождей не работает ливневка и по улицам текут целые реки. Оказывается, ливневые стоки практически отсутствуют, их даже и не строили. Хотя люди получали за это звания и награды. Очень обидно, ведь раньше в черте города ловили лосось, даже селедку, но я уже этих времен не застал. Поэтому, конечно, нужно принимать серьезные меры и спасать ситуацию, спасать море, чтобы нашим детям хоть что-то осталось. А главное, ситуацию исправить пока еще можно.

СВ: Разделяете ли Вы ответственность за сегодняшнюю неблагополучную ситуацию?

АК: Конечно разделяю, нужно делать значительно больше, потому что того, что сделано на сегодняшний день не достаточно.

СВ: Какие конкретно действия Вы предприняли за последний год по улучшению качества моря?

АК: Мы организовывали трудовые десанты по уборке прибрежных территорий. Летом на Шамору мы вывозили ветеранов, а предварительно перед этим на побережье проводили сбор мусора. Это непосредственно то, что мы сделали. Мы убираем и придомовые территории. Люди, которые живут рядом, в этих же домах, никакого участия практически не принимают. Я помню, только один раз вышло несколько человек, чтобы помочь. Очень обидно, что люди безразличны к таким акциям.

СВ: Вам не кажется, что это проблема недостаточного образования и просвещения, в том числе и низкого уровня экологического воспитания населения?

АК: Да, вы правы. Кроме того, я считаю, что такие проблемы нужно чаще освещать в прессе. Чтобы человек мог увидеть эту проблему и понимал, что он часть того механизма, с помощью которого можно бороться, если не быть равнодушным. А у нас такие вопросы поднимаются лишь во время очередной предвыборной кампании. Это, конечно же, не правильно. Поэтому действительно сдвинуть дело с места возможно, только если объединить усилия и попытаться вместе воздействовать на тех людей, которые должны заниматься проблемами экологии. В первую очередь, это администрация города. Прошлым созывом Думы мы организовали Управление муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля, которое возглавляет А. Коршенко. Тогда мы активно лоббировали создание этого управления. Но пока каждый наш человек не проникнется сознанием, пока каждый житель приморья не поймет, что море – это наше богатство, что в этом сила приморского края, какие бы мы комитеты не создавали, этого будет недостаточно.

СВ: Может быть нужно дополнительные разработать правила, нормативы, законы?

АК: В плане экологии точно сказать не могу, но мы разрабатывали так называемые правила поведения жителей города – по благоустройству, по содержанию придомовой

территории. Расписывали все от и до. Очень долго работали над этим документом, внесли очень много поправок. Расписано было все, начиная от того, как выгуливать собаку и заканчивая правилами парковки машины. Закон очень хороший, только вот не работает. А почему? Да потому, что у жителей нет сознания того, что они все жители города и чтобы каждому жилось хорошо, нужно соблюдать эти правила, ведь они не просто так придуманы. Знаете, много вопросов возникает к милиции, потому что именно она должна следить за правопорядком. Но на деле получается, что загнать участкового вечером во двор для того, чтобы он переписал номера машин, припаркованных на газоне, гораздо труднее, чем в магазин или торговую палатку! Работать не хотят, поэтому и закон не действует.

СВ: Какие законопроекты или поправки Вы внесли?

АК: Со своей стороны могу сказать, что у нас создана контрольно-счетная палата, которая будет контролировать, проверять расход финансовых средств. Деньги будут выделяться только под программу. Желает администрация изменить ситуацию в городе, она готовит программу, в которой мы видим - что есть и что будет. Комплексный подход должен быть, только так и не иначе. Таким образом, мы не будем ждать окончания года для контроля денежных средств, он будет осуществляться в течение реализации всей программы.

СВ: В поддержку каких экологических проектов Вы проголосовали в этом или прошлом году?

АК: При работе над генпланом очень много внимания уделялось вопросам экологии. Генпланом предусмотрено прекращение безобразия, которое сейчас творится в городе и пересмотр того, что уже сделано. В генплане предусмотрены площадки под строительство очистных, уже идет работа над проектами нескольких систем очистных сооружений. Кроме того, предусмотрена реконструкция очистных сооружений на п-о. Де-Фриз, там сейчас тоже творится непонятно что.

СВ: Как вы относитесь к проблемам неконтролируемого сброса промышленных стоков с предприятий города?

АК: Насколько я знаю, решить этот вопрос не так сложно. Достаточно прийти с милицией на предприятие и при обнаружении нарушения его закрывают. Если существует такая проблема, то с этим вопросом нужно обращаться к А. Коршенко, как я уже говорил, руководителю Управления муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля Администрации города.

СВ: Какие действия планируете предпринять в этом году? В следующем году?

АК: Конкретно над экологией не задумывался, но я поддержу любой проект для того, чтобы улучшить ситуацию и прекратить безобразие. Сейчас остро стоит проблема по строительству мусороперерабатывающего завода, конечно, я буду поддерживать этот проект. Говорим мы об этом много, много внимания уделяем этому вопросу, жаль только, что дело двигается слабо.

СВ: Где на побережье Вы обычно отдыхаете?

АК: Очень нравится отдыхать на о. Ханка. В городской черте тоже иногда купаюсь. Дети ездят на Шамору, но меня туда как-то не тянет.

Кто заплатит за чистое море?

На Ваше обращение, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее Управление) сообщает, что экологическую ситуацию в прибрежных водах залива Петра Великого можно охарактеризовать следующим образом.

Экологическая ситуация в прибрежных водах залива Петра Великого весьма неблагополучна. Основными источниками загрязнения морских вод являются неочищенные сточные воды жилищно- коммунального хозяйства и промышленных предприятий, ливневые сточные воды, льяльные и балластные воды, сбрасываемые с судов. Существенный вклад в загрязнение прибрежной зоны моря вносят также реки полуострова Муравьева- Амурского.

Анализ полученных результатов наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в морской воде и донных отложениях, проведенных ГУ «Приморское УГМС», позволяет сделать вывод о том, что качество морской воды на большей части акватории залива Петра Великого продолжает ухудшаться по ряду показателей, таких как: нефтепродукты, фенолы, СПАВ, ртуть, медь, кадмий, свинец и др.

Основными источниками загрязнения являются следующие:

1. ОАО ХК «Дальзавод» - сброс смешанных сточных вод осуществляется по 9-ти организованным выпускам.

2. ЗАО «Первомайский судоремонтный завод» - сброс смешанных сточных вод по 6 -и организованным выпускам.

3. ОАО «Владморрыбпорт» - сброс хозяйственно-бытовых, льяльных и ливневых сточных вод по 7 -и организованным выпускам.

4.ЗАО «Портпассервис» - сброс хозяйственно-бытовых сточных вод по 1 выпуску. 5. ОАО «ТУРНИФ» - сброс ливневых сточных вод.

6. ФГУП «178 СРЗ» МОРФ (июнь 2007) - сброс смешанных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод по 1-му выпуску.

7. ФГУП «50 ремонтный завод артиллерийского вооружения» - сброс смешанных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод через 1-н выпуск.

8. ОАО «Владавто» (март 2008) - сброс смешанных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод через 1-н выпуск.

9. Железнодорожный вокзал г.Владивосток ОАО «РЖД» - сброс смешанных производственных и хозяйственнобытовых сточных вод через 1 -н выпуск.

10. ОАО «Славянский СРЗ» - сброс смешанных производственных и хозяйственнобытовых и ливневых сточных вод по 2-м выпускам.

11. Владивостокская ТЭЦ-2 - сброс сточных вод в р.Объяснения с последующим попаданием в б.Золотой Рог по 1 выпуску.

12. ОАО «Владивостокский морской торговый порт» - сброс смешанных хозяйственно-бытовых, производственных ливневых сточных вод осуществляется через 6 канализационных береговых выпусков.

13. ООО «Владивостокский контейнерный терминал».

14. ОАО «Аренда».

15. ОАО «Водоканал» - сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от населения осуществляется по 7-ми выпускам. В рамках реализации мероприятий межведомственной комиссии при Администрации Приморского края по предотвращению загрязнения и очистки акватории залива Петра Великого (МВК), Управлением проведена проверка состояния ливневой канализации города Владивостока.

Результаты проверки показали, что система ливневой канализации города находится в крайне неудовлетворительном для эксплуатации состоянии: отсутствует утвержденная схема (план) ливневой канализации, отсутствует полная и объективная информация о техническом состоянии ливневой канализации, имеют место многочисленные несанкционированные врезки фекальной канализации в ливневую. В связи с чем, количество загрязняющих (вредных) веществ в составе ливневых сточных вод многократно превышает все допустимые нормативы, установленные для морских объектов в черте населенных мест, что является нарушением требований п.6 ст.60 Водного кодекса РФ.

При таком качестве ливневых сточных вод ежегодно в акваторию б.Золотой Рог по 45 ливневым коллекторам попадает большое количество органических веществ, взвешенных веществ, солей аммония, фосфатов.

Результаты проверки были доведены до сведения губернатора Приморского края и администрации города Владивостока.Для устранения нарушений водного законодательства Управлением были выданы предписания.

В отношении администрации г. Владивостока Управлением было возбуждено административное дело по факту невыполнения, обязательных к исполнению, предписаний. Материалы дела направлены на рассмотрение в суд. Суд удовлетворил требования Управления Росприроднадзора по ПК и вынес постановление о назначении административного наказания в отношении и.о.главы администрации г.Владивостока по ч.1 ст. 19.5 КоАП.

Кроме того, Управлением в отношении юридического лица - администрации г.Владивостока было возбуждено административное дело по факту загрязнения водного объекта сбросом загрязненных ливневых сточных вод, составлен протокол и вынесено постановление по ч.4 ст.8.13 КоАП об административном наказании на сумму 30 000 руб. Администрация г.Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном наказании. Суд отказал администрации г.Владивостока в удовлетворении исковых требований, а требования Управления Росприроднадзора по ПК признал законными и обоснованными.

По ходатайству Отдела водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления, в сентябре месяце 2007 г. была проведена проверка соблюдения требований водного законодательства ОАО «Водоканал» при эксплуатации системы хозяйственно-бытовой канализации города Владивостока. В ходе проверки был произведен контрольный отбор проб сточных вод, сбрасываемых в б.Золотой Рог по 7 выпускам.

Результаты проверки показали, что из системы хозяйственно-бытовой канализации города Владивостока в б.Золотой Рог, в отсутствие очистных сооружений канализации, ежегодно сбрасываются тысячи тонн органических веществ, огромное количество взвешенных веществ, солей аммония, фосфатов, железа.

Результаты проверки были доведены до сведения администрации города Владивостока - собственника сетей канализации, а также, в порядке информации до губернатора Приморского края.

В октябре месяце 2007 г. Управлением был произведен повторный отбор проб сточных вод, сбрасываемых в бухту Золотой Рог по 7 выпускам.

Согласно полученным результатам анализов сточных вод во всех пробах по прежнему обнаружено значительное превышение норм предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ , в связи с чем Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю был произведен расчет ущерба, причиненного водному объекту - б.Золотой Рог, вследствие нарушения водного законодательства при сбросе хозяйственно-бытовых сточных вод в течение одного месяца. Сумма ущерба составила 85,5 млн.рублей и была предъявлена в администрацию города Владивостока для добровольной уплаты в федеральный бюджет.

Управлением в отношении собственника канализационных сетей -администрации г.Владивостока также было возбуждено административное дело по факту загрязнения водного объекта неочищенными хозяйственно-бытовыми сточными водами, составлен протокол и вынесено постановление по ч.4 ст.8.13 КоАП об административном наказании на сумму 30 000 руб. Администрация г.Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном наказании. Суд отказал администрации г.Владивостока в удовлетворении исковых требований, а требования Управления Росприроднадзора по ПК признал законными и обоснованными в полном объеме.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий только в отношении ГУ 1976 ОМИС было возбуждено 3 административных дела по факту загрязнения акватории б.Золотой Рог плавающим мусором и предъявлен ущерб на сумму 2 млн. 600 тыс.руб.

Управлением также была проведена плановая целевая проверка по соблюдению требований водного и природоохранного законодательства Владивостокской ТЭЦ-2 - филиал «Приморской генерации» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания».

В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства, а именно пользование водными объектами - б.Промежуточная и р Объяснения с целью сброса сточных вод, б,Сухопутная - с целью забора морской воды на технологические нужды, без правоустанавливающих документов; сброс сточных вод в р. Объяснения и б.Промежуточная осуществляется, в отсутствие очистных сооружений, с многократными превышениями предельно-допустимых концентраций; производственная территория предприятия загрязнена мазутом и не имеет твердого непроницаемого покрытия.

По факту выявленных нарушений Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю были составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде штрафов по 3-м статьям КоАП РФ (сумма штрафов составила 60 тыс.рублей), а также выполнен расчет и предъявлен ущерб, причиненный водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, на сумму 3,55 млн.рублей. В связи с тем, что ущерб добровольно не оплачен, готовится исковое заявление в суд для принудительного взыскания предъявленного ущерба.

По результатам проверки предприятию были выданы предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе в части сброса технологической морской воды в р. Объяснение. В связи с невыполнением предприятием предписания в установленные сроки 01.07.2008. материалы дела направлены в суд.

Всего Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю в 2007 году в области морского контроля и надзора было проверено 269 береговых объектов, 665 судов отечественных и иностранных.

В ходе проведения проверок госинспекторами Управления выявлено 345 нарушений в области водного и природоохранного законодательства, в том числе 7 нарушений в области морской геологии, 32 случая пользования водными объектами в отсутствие лицензии на водопользование и нарушении лицензионных условий, 58 случаев нарушений правил охраны водных объектов, 84 нарушения в отношении земель водного фонда, 40 случаев нарушений правил водопользования. Выявлено 112 случаев нарушений законодательства РФ, международных норм и стандартов в области морской среды, внутренних морских вод, территориального моря РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Из них невыполнение правил ведения судовых документов установлено в 32 случаях, несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий- 58 нарушений, 16 нарушений в части сокрытия и искажения экологической информации, 6 нарушений в части невыполнения в срок законного предписания госинспектора, 8 нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Сумма штрафов составила 2761 тыс. рублей, из них на юридические лица - 2300 тыс. рублей, на должностные - 419,5 тыс. рублей, на физические- 41,5 тыс. рублей.

За период с января по декабрь 2007 года устранено 336 нарушений в области водного и природоохранного законодательства, выполнено 209 предписаний. В судебные органы (мировым судьям и службам судебных приставов) передано 50 дел, из них рассмотрено положительно 20 дел, остальные находятся на исполнении.

Сумма предъявленных ущербов за нарушение водного законодательства составила 207812,470 тыс. рублей, из них добровольно оплачено 35,27 тыс. рублей. Отделом морского контроля и государственной экологической экспертизы Управления Росприроднадзора по Приморскому краю за период с января по сентябрь 2008 года, были проведены проверки на 147-ми береговых объектах и проверено 245 судов отечественных и иностранных.

В результате проведения проверок госинспекторами выявлено 95 нарушений в области использования и охраны водных объектов, в том числе в 37-ми случаях пользования водными объектами в отсутствие лицензии на водопользование и нарушения лицензионных условий, 38 случаев нарушений правил охраны водных объектов, 20 случаев нарушений правил водопользования. Выявлен 61 случай нарушения законодательства РФ, международных норм и стандартов в области морской среды, внутренних морских вод, территориального моря РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Из них невыполнение правил ведения судовых документов установлено в 15 случаях, несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий - 32 нарушения, 1 нарушение в части сокрытия и искажения экологической информации, 6 нарушений в части невыполнения в срок законного предписания госинспектора, выявлено 7 нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Сумма штрафов за 9 месяцев 2008 года составила 2257,5 тыс. рублей, из них на юридические лица - 2120 тыс. рублей, на должностные - 137.5 тыс. рублей.

Сумма предъявленных ущербов за нарушение водного законодательства составила 31290,824 тыс. рублей, из них добровольно оплачено 173,889 тыс. рублей. Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю в ходе осуществления контрольно- надзорных мероприятий ежеквартально в адрес Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, и др. ведомств вносятся предложения, в том числе по совершенствованию федерального законодательства. Так за период январь- сентябрь 2008 года Управлением было внесено порядка 18 предложений.

В.Т. Войтовский, руководитель Управления Росприроднадзора по Приморскому краю



смотреть предыдущие выпуски раздела "Право на чистое море"