Январь-Февраль2008

Зачем бассейну Совет?

15 декабря 2007 г. в Аниве создан первый на Сахалине общественный Бассейновый Совет по инициативе сотрудников Анивского отдела по ихтиологии «Сахалинрыбвода» Сергея и Людмилы Макеевых. 13 человек изъявили желание войти в состав Совета для того, чтобы вместе решать проблемы рек района.

Бассейн водосборный – территория, на которой собираются воды, поступающие затем в водоток или стоячий водоем (ручей, реку, озеро, море).

Н. Ф. Реймерс «Природопользование», Словарь-справочник, М. 1990.

Что такое Бассейновый Совет и зачем он нужен?

Следуя определению бассейна, мы живем в бассейне реки Лютога, залива Анива, Охотского моря, Тихого океана. При этом, естественно, мы оказываем существенное воздействие на свой бассейн, а через него на всех других жителей нашего бассейна. Бассейновый принцип управления природными ресурсами в мировой практике начал применяться на рубеже XIX-XX веков. Наибольшее признание и популярность бассейновый принцип получил в развитых странах в 1930-х годах в связи с проектами строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений. В эти годы впервые вода стала рассматриваться как ресурс многоцелевого назначения.

Еще позже стали создаваться бассейновые организации (комиссии, комитеты, советы), наделенные полномочиями по комплексному управлению водными ресурсами бассейна. Сейчас во всем мире эффективно работают сотни таких организаций.

В России есть опыт создания и работы Бассейновых Советов в качестве общественных объединений. Гарантом эффективной работы советов является паритетное участие властных структур, бизнеса и общественности. Это обеспечивает баланс интересов всех заинтересованных сторон и способствует принятию демократических решений.

Бассейн Анивского залива и впадающих в него рек — это замечательный природный ресурс, обладающий уникальной экосистемой и биоразнообразием, и предоставляющий особую ценность для коммерческого рыболовства и рекреационного использования. Устойчивости этой экосистемы могут угрожать многие явления и процессы, например, глобальное потепление, сброс промышленных и бытовых отходов, загрязнение, эрозия, заиление, перепромысел водных биоресурсов. Нередко причиной подобных угроз являются непродуманные хозяйственные и административные решения.

Создание общественного Бассейнового Совета может стать надежной гарантией защиты от подобных явлений. Кроме того, рано или поздно мы придем к тому, что пора начинать восстановление деградированных участков и разработку действенных мер по исправлению ситуации. Как показывает опыт, в этот процесс необходимо вовлекать как можно больше участников. Бассейн водосборный – территория, на которой собираются воды, поступающие затем в водоток или стоячий водоем (ручей, реку, озеро, море).

Н. Ф. Реймерс «Природопользование», Словарь-справочник, М. 1990. Бассейновый Совет не только будет вырабатывать рекомендации по использованию, восстановлению и охране водных объектов, но также может принимать участие в распределении поступающих средств, в планировании конкретных работ, в организации соответствующих мероприятий. При этом члены Бассейнового Совета будут получать обучение по различным аспектам управления природопользованием, приглашая экспертов и собирая информацию. Бассейновый Совет будет также исполнять роль ресурсного, информационного и образовательного центра для всего местного сообщества.

Создание Анивского Бассейнового Совета стало возможным благодаря поддержке АНО «Сахалинская Лососевая Инициатива». Следующее заседание состоится через месяц. Совет открыт для людей, неравнодушных к судьбам родной природы.

Оргкомитет Анивского бассейнового совета

Новая автостоянка возле вашего дома? Это может быть опасно

задумавшись об этом в Южно-Сахалинске, решили экологи написать премьер-министру и попросить его разобраться и принять нужные меры

Председателю Правительства Российской Федерации, Зубкову В. А.

Уважаемый Виктор Алексеевич! Обращаемся к Вам по вопросу недостатков нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению расчета нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух для предприятий автомобильного транспорта по бенз(а)пирену и формальдегиду, в результате чего бюджеты всех уровней недополучают плату за негативное воздействие на окружающую среду, а воздух российских городов подвергается сверхнормативному загрязнению.

Согласно “Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)”, применяемой также для стоянок автотранспортных средств, расчет выбросов загрязняющих веществ для бензиновых и дизельных двигателей автомобилей, выполняется для шести загрязняющих веществ: оксид углерода - СО, углеводородов - СН, оксидов азота - NОх, в пересчете на диоксид азота NO2, твердых частиц - С, соединений серы, в пересчете на диоксид серы SO2 и соединений свинца - Pb”. Рекомендуется классифицировать углеводороды, поступающие в атмосферу от автотранспорта, работающего на дизтопливе - по керосину; на бензине - по бензину. Указанная рекомендация сделана в связи с тем, что на момент разработки пособия отсутствовали показатели выделения индивидуальных компонентов углеводородов при сжигании топлива. Таким образом, при разработке проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух для стоянок автомобильного транспорта в расчеты включаются только следующие шесть вредных веществ - оксид углерода, пары бензина или керосина, оксид азота, сажа, диоксид серы и соединения свинца. Плата за негативное воздействие соответственно поступает в бюджеты только по указанным вредным веществам.

Вместе с тем, с 1999 года в РФ применяется “Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов”, которая предназначена только для расчета загрязнения воздуха автотранспортом, движущимся по улицам населенных пунктов. По этой Методике, расчеты выбросов выполняются для 8-ми видов вредных веществ вместо 6-ти, определенных для автотранспортных предприятий, в том числе стоянок автотранспортных средств. Таким образом, при оценке величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских магистралях в расчеты дополнительно включаются формальдегид и бенз(а)пирен, а для автотранспортных предприятий и организованных стоянок автотранспорта - нет.

В результате возникает следующее противоречие - в выбросах автомобильного транспорта, вне зависимости от того, движется ли он по городу или прогревается на стоянках, присутствует восемь видов загрязняющих веществ (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа, диоксид серы, соединения свинца, формальдегид и бенз(а)пирен) и при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферы городов автотранспортными потоками учитываются все восемь видов. Однако для стоянок автомобильного транспорта нормируется только шесть видов загрязняющих веществ и не нормируются наиболее опасные вещества - бенз(а)пирен (1 класс опасности) и формальдегид (2 класс опасности), соответственно плата за негативное воздействие по этим веществам владельцами автотранспортных предприятий и автостоянок не уплачивается.

Вместе с тем, плата за выброс бенз(а)пирена и формальдегида во много раз выше, чем за бензин и керосин, стандартно используемых как показатель выброса для всех углеводородов с автотранспортных предприятий.

К примеру, плата за выброс в атмосферу 1 тонны бензина составляет 1,3 рубля, а керосина - 2,5 рубля, в то время как плата за выбросы бенз(а)пирена составляет 2 049 801 (два миллиона сорок девять тысяч восемьсот один) рубль за тонну, а формальдегида - 683 руб. за тонну.

В результате бюджеты всех уровней теряют значительные средства, которые могли бы поступать в качестве платы за загрязнение, а у владельцев автостоянок и предприятий автомобильного транспорта (АТП) отсутствуют экономические стимулы для снижения загрязнения атмосферного воздуха автомобильными выхлопами. Необходимо отметить, что максимальный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится именно при прогреве двигателей на автостоянках, особенно в зимнее время (в Южно-Сахалинске, например, в зимнее время требуется прогревать автомобиль в течении 15-20 минут). При движении автотранспорта и работе двигателя на холостом ходу (остановка на запрещающий сигнал светофора) объем выбросов существенно меньше.

Мы считаем, что упоминающиеся выше методики противоречат принципам и нормам природоохранного законодательства Российской Федерации так как не учитывают опаснейшие загрязнители.

Согласно закону “Об охране окружающей среды” основными принципами охраны окружающей среды являются в т.ч. платность природопользования, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду (ст.3). В ст. 19 закона говорится, что “нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.”

Согласно закону “Об охране атмосферного воздуха” государственное управление охраны воздуха основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. В соответствии со ст.16 закона “при размещении и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха и должен учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества.” Поскольку “Методики”: не нормируют выбросы бенз(а)пирена и формальдегида для автомобильных стоянок, то нарушаются:

- принцип платности природопользования, т.к. владельцы АТП, в т.ч. автостоянок, не вносят плату за негативное воздействие от выбросов бенз(а)пирена и формальдегида в воздух населенных пунктов;

- принцип презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности и требования непревышения нормативов качества и учета фонового уровня загрязнения, т.к. у предприятий нет установленной законом обязанности учитывать фоновое загрязнение воздуха бенз(а)пиреном и формальдегидом и определять уровень опасности размещения автостоянки на конкретном земельном участке из-за отсутствия в методиках требования нормирования этих веществ в выхлопах автомобилей, обслуживающихся на стоянке;

- принципы допустимости воздействия хозяйственной деятельности и охраны жизни и здоровья человека, т.к. невозможно определить допустимость воздействия автостоянки на атмосферный воздух, если не нормировать в выбросах такие вещества высокого класса опасности как бенз(а)пирен и формальдегид.

На основании изложенного просим Вас дать поручение соответствующему ведомству внести изменения в существующие методические документы или утвердить новую методику разработки нормативов по бенз(а)пирену и формальдегиду.

До внесения изменений в существующие методики или до разработки и утверждения новой методики просим Вас издать Постановление Правительства РФ, в котором установить, что нормативы ПДВ по бенз(а)пирену и формальдегиду для автостоянок утверждаются соответствующими государственными органами на основании предложений природопользователей. Обращаем Ваше внимание, что аналогичный подход был принят Правительством РФ в Постановлении от 23 июля 2007 г. N 469, согласно которому до утверждения методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты такие нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений водопользователей.

Дополнительно хотели бы отметить, недостатки законодательства в области нормирования вредных веществ в выбросах автотранспорта крайне негативно сказывается на состоянии воздуха в г. Южно-Сахалинске. Наш город относительно небольшой, с населением около 170 тысяч человек, однако количество машин в городе превышает все разумные пределы. По информации Управления гидрометеослужбы по Сахалинской области и экологического отдела администрации г. Южно-Сахалинска основной вклад в загрязнение воздуха вносят выхлопы автотранспорта. Огромное количество земельных участков в городе занято под открытые автостоянки, что не только концентрирует загрязнение в определенном районе города, но и приводит к нерациональному использованию земель. При этом, автостоянки размещаются на месте бывших ледовых катков, вблизи жилых кварталов и т.п. По данным государственного мониторинга, проводимого Сахалинским Управлением гидрометеослужбы, фоновое (т.е. обычное, повседневное) загрязнение воздуха бенз(а)пиреном в Южно-Сахалинске превышает ПДК в 7 раз, а по формальдегиду - в 2,2 раза. Однако такой высокий уровень загрязнения веществами 1 и 2 класса опасности не учитывается при размещении автостоянок из-за вышеизложенного недостатка в методических документах.

Мы надеемся, что Правительство Российской Федерации предпримет все возможные меры для защиты жизни и здоровья граждан!

С уважением,

председатель Совета РОО “Экологическая вахта Сахалина”. Лисицын Д.В.

17 декабря 2007г.

Хранители “живого серебра” Сахалина

В Анивской средней школе № 2 отпраздновали 25-летний юбилей отряда “Голубой патруль”. Что же такое “Голубой патруль” и зачем он нужен?

На самом большом острове Дальнего Востока протекает около 60 тысяч рек и ручьев. Вся наша жизнь так или иначе связана с реками, озерами, морями и их обитателями. Поэтому так важно на Сахалине детское движение “Голубых патрулей”. В 70-х и 80-х годах это движение направлялось постановлениями Министерства рыбного хозяйства СССР, каждая инспекция рыбоохраны была обязана вместе со школами организовывать отряды “Голубых патрулей”.

Сейчас нет ни министерства, ни страны СССР, забыто раньше популярное движение. И только в некоторых отдельных школах энтузиасты вспоминают хорошо забытое старое и возрождают отряды “Голубых патрулей”. В Анивской школе № 2 работа отрядов “Голубых патрулей” не прекращалась с осени 1982 года. Сейчас первым дозорным первого отряда под сорок лет, у некоторых уже свои дети, которые тоже стали дозорными.

Как правило, в отряд “Голубых патрулей” записывался целый класс - пятый или шестой. Потом дети вырастали и передавали эстафету добрых дел новому составу. И так шло год за годом целых 25 лет. И все эти годы в школу приходили бессменные руководители отряда ихтиологи Анивского отдела ФГУ “Сахалинрыбвод” Сергей Степанович и Людмила Ивановна Макеевы.

25 лет - много это или мало? Можно судить по фотографиям, сохранившимся в архиве. Самые первые - черно-белые. Они рассказывают об экскурсиях на рыбоводный завод и метеостанцию, о занятиях по ихтиологии и рыболовных соревнованиях.

Об операциях “Живое серебро” и “Родничок”. Об участии в областных и районных конкурсах, об игре “Что? Где? Когда?”. О наших делегатах во Всероссийский пионерский лагерь “Артек” Сергее Меркушеве и Игоре Стародворском.

Все это было в 80-х. А в 90-х отряд стал Центром Экологических Инициатив. Круг интересов дозорных сильно расширился и было много самых разных проектов “Голубых патрулей”:

С операции “Живое серебро” и начиналось развитие Всероссийского движения “Голубых патрулей”. После весеннего половодья множество мальков попадают в остаточные водоемы. Эти водоемы быстро пересыхают, и мальки гибнут. Ребята вылавливают молодь сачком и выпускают в большую реку. Или прокапывают канавку и спускают воду вместе с мальками. Везде, где можно, дозорные берут шефство над родниками. Тот, у кого в детстве был свой родник, спасенный и благоустроенный своими руками, не забудет его никогда. Очищают родничок, обкладывают его берега камешками, ставят бочку для мусора и скамейку, сажают деревья. Такой благоустроенный родничок был у ребят на сопке напротив лагеря “Сахалинский Артек”. Там даже висел плакат со стихами:

“Вода моя кристально-чиста,

И вкус немного сладковат.

Пей сколько хочешь, друг любезный,

Но мусор не бросай в меня!

Для этого есть урна там,

Под елочкой зеленой”.

Потом кому-то понадобилось прокладывать здесь кабель, деревья срубили, все разрушили. Теперь новому поколению дозорных надо дать задание все опять благоустроить.

Несколько лет подряд ребята ухаживали за городским сквером. Ребята старались сделать его цветущим, зеленым, чтобы своей красотой он радовал людей, живущих в нашем городе. Провели в сквере зеленую перепись, каждое деревце занесли в тетрадку. Когда перед Новым годом кто-то спилил две сосенки, повесили плакат с надписью “Позор тому, кто это сделал!”.

Новый Год и елки

У дозорных отряда есть добрая традиция - встречать Новый Год в лесу у живой елки. А дома многие ребята ставят только хвойные ветки, искусственные елочки или живые елки в горшках. Под пологом леса выкапывают елочку, растят в горшке, а потом “выпускают на волю”. Ребята отказываются от срубленных елок, чтобы радость оставалась в лесах.

Экоархеология

Цель проекта - разведка и описание памятников истории, нанесение их на карту. Оказывается вокруг Анивы огромное количество еще неизученных древних стоянок. Ребята не раскапывают жилища - это запрещено. Но на тех стоянках, которые разрушаются, собирают экспонаты для музея.

Но, наверное, самое интересное в работе “Голубых патрулей” - это походы и экспедиции. Простое перечисление детских экологических экспедиций: “Таранай - река рыбная”, “Лето “Живого моря”, “К тайнам Императорского озера”, “К тайнам Крильона”.

Дозорные стали чаще выезжать на разные областные конференции и слеты. В Анивской школе № 1 ежегодно проводятся Басарукинские чтения, где ребята из “Голубого патруля” всегда успешно выступают.

Лососи

В 2000-х годах “Голубые патрули” стали участвовать в проектах, посвященных сохранению гордости нашей природы и основы нашей экономики - тихоокеанским лососям.

Дозорные отряда были волонтерами, то есть добровольными помощниками, при проведении экскурсий по программе “Наблюдай лосося”. Многие волонтеры получили настоящий педагогический опыт. Они работали на станциях “Строение лосося”, “Жизненный цикл лосося”, “Качество воды” и “Нерестовая река”.

Ребята также помогают при проведении Лососевых Фестивалей. В этом сентябре проведен уже Пятый Фестиваль. Это праздник, на котором каждый может увидеть живого лосося в период нереста, узнать о нем много нового и понять, что это очень ценный природный ресурс, который надо сохранять.

Свой ручей

Самостоятельный серьезный проект отряда “Голубой патруль” - это “Усыновим ручей”. Ребята достигли большого успеха, выполняя проект, - добились того, что был установлен рыбоход на ручье Луговом. Даже если они больше ничего не достигнут в своей жизни, этот результат у них останется навсегда.

Сергей Макеев

Особая благодарность учителям, которые помогали организовывать детей, таким как Тен Татьяна Сергеевна, Курганова Татьяна Петровна, Пе Анжела Анатольевна, Фокина Мария Семеновна, Горожанкина Наталья Александровна, Дагаева Ольга Александровна и другие.

Всегда поддерживали “Голубой патруль” директора Петрова Антонина Ильинична, Водолазова Валентина Ивановна, Долганов Сергей Викторович, Иванова Татьяна Федоровна, Челышева Марина Александровна, Щебуняева Наталья Владимировна.

Всем им благодарны наши ребята, прошедшие за эти годы школу “Голубого патруля”.




смотреть предыдущие выпуски дальневосточных новостей