О том, как относятся к экологическим проблемам в других странах и как их решают зарубежом можно узнать из раздела "На планете".

На планете: выпуск №2 (Февраль-Март, 2011 г.)

Худший сценарий для "Фукусимы"

http://rus.ruvr.ru/data/2011/03/18/1262516420/3%D0%A4%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0-1_livecam_20110316080041.jpg Японские власти пытаются убедить соотечественников и мировое сообщество в том, что опасности в связи с катастрофой на АЭС нет. Однако обнаруженный в почве высокорадиоактивный плутоний свидетельствует - все серьезнее, чем можно предполагать. По мнению экспертов, ситуация на АЭС "Фукусима-1" может начать развиваться по самому негативному чернобыльскому" сценарию.

Токийская энергетическая компания (ТЕРСО) все еще не контролирует развитие событий на АЭС "Фукусима-1", ситуация остается непредсказуемой, признают японские власти. Не исключено, что атомный концерн будет национализирован, однако в самой компании эту информацию опровергают. Между тем, в стране Восходящего солнца уровень опасности повышен до максимального.

Дело в том, что на нескольких участках у аварийной АЭС в почве обнаружен плутоний. Эту информацию подтверждают и в ТЕРСО, однако представители компании-оператора заверяют, что опасности для людей это обстоятельство не представляет. "Количество плутония, обнаруженного в почве, крайне мало, чтобы повлиять на здоровье человека, но мы хотели еще раз усилить мониторинг окружающей среды", - говорит вице-президент Токийской энергетической компании Сакаэ Муто.

Между тем, обнаруженный в почве тяжелый металл, по мнению экспертов, может говорить о том, что произошло частичное расплавление стержней ядерного реактора.

"Обнаружение плутония в грунте подтверждает мои предположения о расплавлении активной зоны реактора. Японцам все-таки не удалось наладить систему охлаждения и события стали развиваться по худшему сценарию, - сказалдиректор "РЭСцентра" (ядерная и радиационная безопасность) Михаил Рылов. - Они не смогли спасти активную зону реактора, скорее всего, уже произошел интенсивный выброс в воздух йода и цезия. Теперь самый важный вопрос - как поведет себя оплавившаяся активная зона. Начнет ли она взаимодействовать с конструкцией, проплавит или нет? Худший вариант - проплавит конструкции и уйдет в грунт. После аварии на Чернобыльской АЭС, чтобы отсечь возможное распространение радиоактивности от водных бассейнов, между станцией и рекой Припять строили стену в грунте. Здесь об этом пока речи не идет. Но такое положение может стать грустной действительностью, ведь до океанского побережья всего 70 метров". По мнению эксперта, информации, чтобы объективно оценить последствия аварии, катастрофически мало: "ситуация можно сравнить с первыми днями Чернобыльской аварии, информация выдается очень дозированно, лишь на 16-й день после аварии японцы попросили помощи у иностранных коллег".

В подтверждении версии о разгерметизации реактора говорит и тот факт, что в канавах у "Фукусима-1" была обнаружена радиоактивная вода. В ней зафиксирован опасный для человека уровень радиации - 1000 миллизивертов в час. При этом водоемы с зараженной водой находятся менее, чем в сотне метров от побережья Тихого океана. Агентство по ядерной и промышленной безопасности Японии (NISA) не подтвердило сегодня информацию о возможном попадании в море радиоактивной воды.

Между тем, согласно официальным заявлениям, пока превышения радиации на приграничных с Японией российских территориях нет.

"На территории Сахалинской области радиационный фон в норме. Отклонений от нормы не выявлено ни в одном районе, - сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Сахалинской области. - Значение радиационного фона в области составляет от 4 до 16 мкр/ч. Угрозы для населения нет. Радиационная опасность не прогнозируется".

Накануне МИД РФ вновь предостерег россиян от поездок в Японию.

Светлана Коробейникова, Firstnews

ВЫБРОС РАДИАЦИИ С АЭС ФУКУСИМА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ОКОЛО 120.000 СЛУЧАЕВ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАКОМ

Согласно анализу на основе модели Европейского комитета по радиационному риску (European Committee on Radiation Risk - ECCR), число случаев заболевания раком из-за радиационного выброса с двух АЭС в префектуре Фукусима может составить 120.000. Такие данные содержатся в сообщении, распространенном ECRR в конце прошлой недели.

"Радиационный выброс с АЭС Фукусима был значительно меньше, чем в Чернобыле, однако его достаточно для того, чтобы до 120 тысяч человек заболели раком и оказались на грани жизни и смерти. На этом фоне японское правительство продолжает политику занижения последствий и утверждает, что риска для здоровья от радиации нет. Очевидно, что АЭС не только подвержены авариям в случае потери внешнего источника энергии из-за стихийных природных явлений или ошибок персонала, но и создают глобальные риски для здоровья населения Земли. Старые атомные реакторы должны быть немедленно выведены из эксплуатации как в России, так и в других странах", - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы "Экозащита!"

Европа отказывается от бензина

http://www.nedelia.lt/uploads/posts/2009-03/1237467757_benzin2.jpgЕвропейская комиссия предлагает отказаться от использования бензиновых и дизельных автомобилей в городах. Таким образом чиновники намерены сократить расходы на закупки нефти, уменьшить количество выбросов в атмосферу и снизить уровень шума. Эксперты и автовладельцы считают идею неудачной.

К 2050 году в европейских городах может не остаться ни одного автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем. В понедельник Еврокомиссия представила стратегию единого транспортного пространства «Транспорт-2050», направленную на сокращение выбросов в атмосферу и освобождение от нефтяной зависимости, сообщает La Tribune.

Концепция документа содержит четыре глобальные цели: исключить использование в центрах городов классических автомобилей с бензиновым, дизельным или газовым двигателем; довести до 40% долю низкоуглеродного топлива в авиации, сократить на 40% выброс парниковых газов в атмосферу и перевести половину грузопассажирских автоперевозок на железнодорожный и автомобильный транспорт.

Запрет на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями наступит не сразу. Комиссары намерены ограничивать использование классических моторов ежегодно на 2,5%, заменяя их электрическими или работающими на биотопливе. Таким образом, через 40 лет уровень выбросов парниковых газов в атмосферу сократится на 60%, считают в Брюсселе. В качестве дополнительной необходимости использования альтернативных технологий чиновники Еврокомиссии называют шум, который вызывают бензиновые моторы.

По плану европейских чиновников, к 2050 году центр города будет открыт только для велосипедистов, автобусов и такси, использующих альтернативное топливо. На реализацию этой задачи в масштабах ЕС потребуется около 1,5 трлн евро.

«Ограничение использования определенных двигателей – это не способ сделать деньги. Мы хотим избавить европейскую транспортную систему от нефтяной зависимости и сделать ее эффективнее», – заявил комиссар по транспорту Сиим Каллас в понедельник.

Предложение Еврокомиссии нашло поддержку у борцов за экологию и вызвало негативные отклики со стороны автомобилистов. Член компании «Друзья Земли» Ричард Дайер заявил, что полный отказ от бензина наконец сможет защитить людей от роста цен на топливо. «Мы слишком долго расплачивались за неверную транспортную политику правительств», – сказал Дайер. В свою очередь, Британская ассоциация водителей выразила свой протест против намерений комиссаров, назвав их «посягающими на свободу передвижения», а лидер ассоциации посоветовал Калласу срочно обследоваться у психиатра, сообщает британская The Telegraph.

Свое отношение к возможному запрету на использование бензиновых автомобилей в городской черте выразил Ford. По мнению компании, подобный подход не позволит эффективно решить проблему пробок и не приведёт к улучшению городской экологии, зато ограничит потребительский выбор в плане приобретения тех или иных моделей автомобилей, говорится в пресс-релизе, распространенном Ford. «Для решения проблемы транспортных заторов целесообразно провести взвешенное обсуждение возможных путей совершенствования сетей автодорог и других объектов дорожной инфраструктуры в городах – в рамках общей дискуссии на тему транспортной политики», – сказал исполнительный директор Ford of Europe Стивен Оделл.

По информации Газета.ру

Комментирует директор Дальневосточного фонда экологического здоровья, Петр Шаров: "Стимулирование более экологичных автомобилей - только часть большого комплекса мер по улучшению условий городской среды и оптимизации транспорта. Во всех развитых странах, не только в Европе, но также и в США, Канаде, Японии, Австралии ведется большая работа по улучшению транспортной инфраструктуры, поощрению и созданию условий для городского велосипедного движения, повышению качества топлива и экономичности автомобилей. К сожалению в России подобная работа в зачаточном состоянии. Улучшение качества дорог точечное и малозначительное, условий для велосипедного движения нет вообще, экологичные автомобили в стране пока не производятся, а качество топлива катастрофическое. Как результат - большое количество пробок на дорогах, высокая загазованность городов и рост заболеваемости.

Конечно, в Европе при их нынешних темпах можно ожидать, что действительно к 2050 году примерно 60-80% автопарка Европы не будут использовать нефтепродукты. А это, учитывая стабильный поступательный рост использования возобновляемых источников энергии, снизит и зависимость Европы от импорта углеводородов. В результате этих мер в европейских городах сильно снизится уровень вредных газов и шума, что значительно улучшит здоровье населения".

 

В ЕС ужесточают контроль за выхлопами

Европа опять собирается ужесточать экологические нормы для автомобилей. Ближе всего к новым стандартам сейчас подходят машины Peugeot-Citroen, Toyota и BMW, свидетельствуют данные исследования. В то время как Россия по нормативам экологичности двигателей отстает от Европы в среднем на 5 лет.

Помимо норматива « Евро-5», регламентирующего выброс в атмосферу вредных веществ – угарного газа и оксидов азота, Европа в рамках борьбы с « парниковым эффектом» жестко ограничивает выброс автомобилями углекислого газа: с 2015 года обязательным станет показатель не более 130 граммов углекислого газа на километр пробега.

Сейчас средний уровень выброса углекислого газа автомобилями в Европе составляет 140 г/км, а в 2015 году в Европе вступает в силу жесткий норматив, ограничивающий этот показатель на уровне 130 г/км в среднем по отрасли. Также под давлением французских и немецких производителей введены индивидуальные нормы для каждой из автокомпаний, зависимые от массы автомобилей.

По данным британского исследовательского центра JATO Dynamics, проанализировавшего ситуацию в 21 европейской стране, перспективному уровню выбросов уже сейчас соответствуют новые автомобили Toyota

с показателем в 130 г/км, при этом к 2015 году японский производитель рассчитывает снизить выбросы углекислого газа еще на 4,2% – до 124,8 г/км. За ней следуют французский концерн PSA, запланировавший к 2015 году довести выброс углекислого газа до 125,2 г/км, и немецкая BMW, в течение нескольких лет совместно разрабатывающие двигатели для своих автомобилей.

Машины французского концерна выбрасывают в атмосферу в среднем 131,6 г углекислого газа на километр, а BMW, где в модельном ряду преобладают автомобили с мощными моторами, выделяют 147,9 г/км. При этом PSA запланировал снизить показатели на 5,1%, а плановый показатель немецкой компании составляет 138,1 г углекислоты на километр ( необходимо «сбросить» 7,1%). За ними располагаются Fiat, Volkswagen и Ford, General Motors, Renault, Hyundai и Honda. Компаниям Nissan и Mazda до достижения целевых показателей по углекислоте придстоит снизить выбросы на 17,6%, а Daimler – на 19,8% к 2015 году.

К европейским нормам по выбросам углекислого газа Россия пока не присоединилась. По нормам токсичности выхлопа, регламентирующим, в частности, выбросы угарного газа и оксидов азота, наши нормативы отстают от европейских на 5 лет.

Стандарт « Евро-5», действующий в Европе с 2009 года, планируется к внедрению в России с 2014 года – и то только для вновь разработанных и сертифицированных моторов. Для автомобилей и моторов, прошедших сертификацию перед ужесточением норм, старые показатели действуют до окончания действия сертификата – в течение двух лет.

По информации Газета.ру

Японский Чернобыль

Источник: Газета.ру

В атомной энергетике есть нечто действительно эффективное. Это мощная и годами отточенная пропаганда. Периодически для нее случаются трудные деньки – вот как сейчас, после аварии на АЭС « Фукусима». И тут мы начинаем наблюдать хорошо эшелонированную оборону атомной пропаганды в действии.

Сначала нам говорят, что « радиационный фон в норме». Потом – что « выбросы радиации есть, но они не так опасны для жизни, как об этом кричат экологи», и вообще « умирают не от радиации, умирают от радиофобии». Когда становится ясно, что уже совсем плохо, в дело вступает последний рубеж обороны – « но все равно без атомной энергетики человечеству не обойтись».

Поскольку с радиацией уже все понятно – ее выбросы приблизились к уровню чернобыльской трагедии , – обсудим последний тезис. Разумеется, в корне неверный.

АЭС играют вовсе не такую большую роль в мировой энергетике, как об этом постоянно твердят. В мире насчитывается 439 энергетических реакторов, из которых половина – 218 – сосредоточена всего в трех странах – США, Японии и Франции. В общем-то проблема атомной энергетики – это прежде всего персональная головная боль этих трех стран.

АЭС функционируют всего в 29 странах из около 200 государств мира. Лишь у 16 стран доля выработки электричества атомными станциями превышает 30%, еще у пяти стран – 15–20%. У трети стран, имеющих реакторы ( в том числе в Китае, Индии, Бразилии), доля атомной энергии в электробалансе ничтожно мала – менее 3%. В целом выработка электроэнергии на АЭС – 13,5% в мировом производстве электричества, а без учета США, Японии и Франции всего около 8%. Ничего такого, из-за чего стоило бы истерику устраивать про « никак нельзя обойтись».

И даже эта доля неминуемо будет снижаться: уже сегодня 38% мировых энергоблоков ( 166) старше 30 лет и их нужно снимать с эксплуатации, а 83% старше 20 лет. Новое строительство всю эту рухлядь заместить не сможет: сейчас в мире строятся всего 33 новых реактора, а планируется к постройке еще 50 ( пока лишь на бумаге). Таким образом,

число реакторов, которые уже сегодня пора снимать с эксплуатации, примерно вдвое превышает максимальное число вновь вводимых в ближайшие 10–15 лет.

Не лучше и качество действующих реакторов: практически 100% из них представляют собой тепловые реакторы старых поколений. Мы много слышим сказок про то, что « вот-вот массово начнут строиться реакторы на быстрых нейтронах», которые впервые появились в 1950-х.

Однако за прошедшие десятилетия никаких успехов в их массовом развитии атомная отрасль не добилась: сегодня в мире функционирует только один « быстрый» реактор, БН-600 на Белоярской АЭС в России, который, по горькой иронии, исчерпал свой 30-летний срок службы прошлой весной. Срок этот продлили до 2020 года, но снимать реактор с эксплуатации все равно скоро придется. Среди строящихся и планируемых 80 с лишним реакторов всего два « быстрых». Негусто, правда? Почему – тоже ясно: стоимость нового БН – $4–6 тысяч за киловатт. Сооружение альтернативных источников энергии сегодня обходится в разы дешевле, чем это чудо природы.

Опыт работы во Франции крупнейшего « быстрого» бридерного реактора Superphenix – грустная сага о происшествиях и авариях, занимающая целый том. Ракетная атака террористов, утечка натрия, отказ систем фильтрации аргона и очистки натрия, обрушение под массой снега и разрушение крыши турбинного зала, в итоге чуть более 10 лет работы, кот наплакал произведенного электричества и позорное закрытие. Не тот опыт, которым можно гордиться.

Есть другая тема – ториевые реакторы, которые « вот-вот завоюют мир» ( весь интернет замусорен подобными заголовками). Но пока дальше обещаний никуда не сдвинулось. У ториевых реакторов также куча проблем – дороговизна конструкции, необходимость специальной защиты от жесткого гамма-излучения, потребность во все тех же уране или плутонии для инициирования реактора и так далее. Все это хозяйство коммерчески пока не рентабельно.

Тут атомщики обычно прибегают к последней спасительной соломинке: « А у нас еще есть термоядерный синтез». Но разработки в этой области ведутся уже полвека, истрачены десятки миллиардов долларов, а результата не то чтобы ноль, но для массового коммерческого использования все это совершенно не годится.

Зато головная боль с таким относительно скромным сегментом мировой энергетики, как атомный, сильнейшая. Куда ни кинь – всюду клин. Нефть кончается? Но уран кончается еще быстрее! Даже при ограниченной роли АЭС в современном мире. Наберите в поисковике « peak uranium» – и узнаете много интересного. Говорят, быстрые реакторы решат эту проблему. Решат-то они решат, но где они?

Атомная энергия « дешевая»? Не надо рассказывать сказки. Стоимость нового строительства минимум $2–3 тысячи за киловатт против менее тысячи для газовых станций и полутора для угольных. Многие альтернативные источники ( те же ветряки) уже сегодня дешевле.

Необходимость обеспечения безопасности – дополнительный довесок к стоимости, увеличивающий персонал станций в 3–4 раза против ТЭС и дающий другие дополнительные расходы. Из-за этого, например, в России к каждому киловатт-часу, выработанному на АЭС, добавляется «ценовая надбавка» концерна « Росэнергоатом» , в результате которой фактическая стоимость атомного электричества составляет в России сегодня выше рубля за кВтч на шинах электростанции ( можете сами посчитать по годовому отчету « Росэнергоатома» , поделив его выручку на количество отпущенных в сеть киловатт-часов). А на новых АЭС цена может составлять до 2 рублей, с учетом возмещения капитальных затрат ( сегодня тарифы на электроэнергию, вырабатываемую АЭС советской постройки, эту составляющую не включают). Это 4–5 рублей на розетке у потребителя.

А еще есть отчисления на будущее снятие реакторов с эксплуатации: в разных странах мира они составляют от 2 до 10%. А еще проблема захоронения отработавшего топлива, которая так фундаментально в мире и не решена. Когда наступит счастье и будет много-много реакторов на быстрых нейтронах, эта проблема исчезнет. Но пока таких реакторов в мире всего 1. В общем,

атомная энергетика – очевидный чемпион мира по числу скрытых стоимостных довесков, которые в итоге делают эту отрасль неконкурентоспособной. Из-за чего она постоянно вынуждена обращаться к правительствам за субсидиями: в рынке ее существованием было невозможным.

В России строительство новых АЭС более чем наполовину субсидируется из федерального бюджета, то есть за наши с вами, налогоплательщиков, средства.

Почему столь сильна в обществе психология поддержки АЭС? Отчасти это объясняется технократическим романтизмом. Хотя атомная отрасль в реальности базируется на технологиях середины прошлого века, причем значительная часть технологий связана с обеспечением безопасности, а вовсе не с выработкой электричества как такового ( сами создаем себе головную боль, и сами потом изобретаем технологии борьбы с ней). Серьезную роль играет атомное лобби, традиционно пользующееся поддержкой правительств и не жалеющее средств на пропаганду. Свой вклад вносят и хитросплетения политической борьбы. Вот лично я знаю многих европейских и североамериканских политиков, поддерживающих идею строительства АЭС, при этом многие из них вполне разумные люди. Постоянно спрашиваю их: ведь вы же понимаете, что атомная энергетика – это отстой и прошлый век, зачем же вы поддерживаете эту дорогостоящую рухлядь? В 90% случаев оппоненты соглашаются, но бубнят про снижение зависимости от российского газа, а порой говорят открыто: поскольку против АЭС в основном наши оппоненты, леваки и « зеленые», значит нам, правым, положено быть « за», и неважно, что там на самом деле. Прямо как в истории про Бродского, Евтушенко и колхозы.

Человечеству давно пора понять, что атомная энергетика – тупиковая ветвь развития, де-факто побочный продукт военных атомных технологий, который прижился « на гражданке» плохо из-за дороговизны и больших рисков. Все широко рекламируемые технологии новых поколений ( быстрые нейтроны, термояд) оказались с практической точки зрения несостоятельны, а реанимация умирающего атомного организма осуществлялась в последние годы прежде всего за счет государственных субсидий.

Авария же на АЭС « Фукусима» продемонстрировала несколько простых вещей. Во-первых, мы получили очередное доказательство того, что иногда солидные математические расчеты можно просто взять и выбросить в корзину.

Вероятность тяжелой аварии на АЭС оценивается величиной « 10 в минус пятой степени», или ( при нынешнем количестве станций) одна авария на 2000 лет. Но за последние 33 года таких аварий было уже три – Тримайл-Айленд, Чернобыль, теперь вот Фукусима.

Такая математика, которая не берет в расчет форс-мажоры и человеческий фактор, и выеденного яйца не стоит – особенно, когда вполне реальные черты приобрела угроза терактов против АЭС. Так что, если кто к вам еще придет с ученым видом и этими « 10 в минус пятой», просто гоните его в шею.

Во-вторых, у АЭС выявлено еще одно чрезвычайно уязвимое место – системы охлаждения. Да, аварийный останов реакторов сработал. Но остаточное энерговыделение реакторов никто не отменял, остаточное тепло от реакторов и бассейнов выдержки топлива никуда не делось. В таких условиях полный отказ систем охлаждения – катастрофа. Говорят, у реакторов новых типов вероятность полного выхода из строя систем охлаждения ниже. Но, как мы уже выяснили, доля этих реакторов в общем количестве ничтожно мала, мировая атомная энергетика в основном работает на старых реакторах. Источники резервного электроснабжения, питавшие системы охлаждения, были выведены из строя землетрясением и цунами. Далеко не везде АЭС расположены в зонах, где бывают землетрясения и цунами. Но, скажем, террористы есть везде – они анализируют слабые места крупных промышленных объектов, делают выводы. Разрешите не развивать эту тему. Но поверьте, системы охлаждения – далеко не единственное уязвимое место.

И в-третьих, мы вновь столкнулись с патологическим враньем представителей атомной отрасли. Tokyo Electric Power Company, крупнейший японский оператор АЭС, уже имеет плохую кредитную историю в этом вопросе. В 2002 году тогдашний директор компании и еще четыре руководителя ушли в отставку из-за вскрывшейся систематической подделки отчетности по итогам ремонтов и инспекций станции, а в 2007 году вскрылся факт вранья по поводу слива радиоактивной воды в море в результате землетрясения магнитудой 6,8 балла, которую пытались представить как « небольшой пожар без последствий для радиационного фона». Многие детали до сих пор неясны и по поводу нынешней аварии.

Вывод из опыта поведения атомщиков во время аварии – верить им нельзя. Точка. Ни одному слову. За атомной отраслью должны надзирать независимые регуляторы, не подверженные влиянию не только самой отрасли, но и чересчур благосклонных к ней правительств, которые, толком не разобравшись в ситуации, наперебой спешат заверить нас, что « от планов атомной энергетики не откажутся».

В общем, атомное энергетическое хозяйство в теории вещь, может, и хорошая, но на практике постоянное проблемное дитя мировой энергетики. Пора начинать подходить к ней рационально, отбросив наивные детские технократические восторги и романтику. А рациональный подход подсказывает: после 2020 года большинство действующих в мире реакторов старых типов выработают свой ресурс, вот и надо их закрывать и искать им адекватную замену. Природный газ не нефть: его запасов в мире хватит на любые энергетические сценарии. Есть чистые угольные технологии, есть разумные решения в области альтернативной энергетики. И все это стоит дешевле и даже в страшном сне не потребует бежать в аптеки и скупать там йод.

Владимир Милов, Газета.ру

Комментирует директор Дальневосточного фонда экологического здоровья, к. б. н. Петр Шаров: "С самого начала, когда ситуация на Фукусиме была неясна, все атомщики в один голос во всеуслышание твердили: "Это нельзя сравнивать с Чернобылем!" Дескать, реактор другой, страна другая, масштаб не тот... Прошло лишь пол-месяца и мы наблюдаем как в Японии вводят 30 километровую зону отчуждения, в массовом порядке срочно переселяют тысячи людей, готовятся возводить саркофаг над расплавленным реактором, а радиоактивное облако огибает земной шар. Теперь уже аналогия с Чернобылем почти полная. И оказалось неважным, что реактор другой и технологии другие. Правы оказались не атомщики с их заклинаниями о безопасности, а те, кто предупреждал, что крупная авария на АЭС лишь дело времени и событие ближайшего будущего. Тем опаснее упорство, с которым сейчас вместо конкретных и действенных мер по снижению риска подобных аварий в будущем многие деятели продолжают огульно твердить "Атом безопасен!". Таких людей наверное следует попробовать убедить в обратном, оставив побыть подольше возле разрушенного реактора Фукусимы. Легко ли было бы вещать о безопасности атома при радиационном фоне в сто тысяч раз выше нормального? Нужна не голая пропаганда "за" или "против", а реальные дела и факты. А факты таковы, что аварии на АЭС случаются регулярно, и мы платим за них человеческими жизнями."

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СПРАВКА

 Установка 1 мегаватта мощности ветряной турбины стоит в среднем ок. 1,5 млн. долл. США. Установка 1 мегаватта мощности современной АЭС в среднем ок. 4,5 млн. долл. США. Недостаток ветряной турбины - работает на полную мощность лишь 30-40% времени. Недостаток атомного реактора - нельзя выключить при снижении потребности в электричестве и в результате вырабатывается излишняя энергия и проблема ее утилизации. Стоимость декомиссии отработавшей ветряной станции - 0.2 млн. долл. США на мегаватт мощности. Стоимость декомиссии отработавшего атомного реактора - 4 млн. долл. США на мегаватт мощности (сильно варьирует в зависимости от законодательства страны, но чаще равна стоимости строительства станции или превышает ее). Мощность ветряной станции произвольная, промышленные обычно от 10 до 600 мегаватт. Мощность атомной станции фиксированная, так как зависит от мощности составляющих ее крупных блоков, каждый обычно от 400 до 1000 мегаватт. Ветряные турбины не производят никаких отходов или выбросов в атмосферу. Атомные станции производят опасные отходы, которые предстоит хранить вечно. У ветряных электростанций нет риска аварий со сколь-нибудь значительными последствиями. Крупные аварии атомных станций происходят примерно раз в 15 лет и часто приводят к катастрофическим последствиям для природы, здоровья и жизни людей.


До и после Фукусимы

http://img.gazeta.ru/files3/917/3552917/fuku.jpgПричины аварии на АЭС «Фукусима-1» будут разбираться еще долгое время. Однако, уже сейчас ясно, что землетрясение стало лишь поводом к аварии – здание и другие элементы конструкции выдержали подземные толчки без ущерба.

Чтобы понять причины аварии на «Фукусима-1», нужно представить себе устройство реактора. Атомный реактор, в упрощенном виде, состоит из следующих основных элементов. Это активная зона, в которой находятся состоящие из урана или плутония тепловыделяющие элементы, здесь происходит собственно атомная реакция - деление тяжелых ядер, сопровождающееся выделением тепла. Следующим важным элементом являются замедлители, уменьшающие энергию свободных нейтронов и позволяющие управлять скоростью атомной реакции. В АЭС разной конструкции для этого могут использоваться вода, тяжелая вода, графит и бериллий. Активную зону окружает отражатель, предотвращающий утечку нейтронов за пределы зоны. Другими элементами является система охлаждения реактора, системы управления и силовая установка, преобразующая тепловую энергию реактора в электричество.

Основной опасностью при эксплуатации реактора является его перегрев, который может привести к плавлению ядерного топлива и тепловому взрыву, или физическое разрушение теплообменных контуров, в которых содержится огромное количество радиоактивной воды. В обоих случаях реактор срабатывает как «грязная бомба» - основной ущерб происходит не из-за взрыва, а вследствие выброса радиоактивного материала. Это – самые неблагоприятные сценарии развития аварийной ситуации в реакторных зонах современных АЭС.

По текущей версии именно неполадки в системе охлаждения стали причиной аварийной ситуации на «Фукусима-1».

http://green.tomsk.ru/sites/default/files/4/images/japanearthquaketsu_fukushim.jpg

Относительно достоверно известно следующее. В момент землетрясения все три действующих реактора на «Фукусима-1» были одновременно заглушены. Примерно через час после первых подземных толчков аварийные дизельные генераторы, питающие систему охлаждения реактора, по неустановленной пока причине вышли из строя, и система перешла на питание от аварийных аккумуляторов, емкости которых было достаточно на 8 часов работы. Из-за сложной физики процессов, происходящих в активной зоне, реактор продолжает производить тепло продолжительное время после «заглушки» и нуждается в активном охлаждении. Из-за выхода из строя генераторов и ограниченной емкости аварийных аккумуляторов в какой-то момент (в какой – еще предстоит установить точно) охлаждение оказалось недостаточным, реактор стал перегреваться, что привело к повреждению тепловыделяющих элементов (твэлов) и частичному расплавлению уранового топлива. Российские эксперты также подтверждают, что твэлы в японском реакторе были, по всей видимости, повреждены. «Однако сам факт повреждения твэлов еще не означает, что японцам приходиться иметь дело с катастрофой масштаба Чернобыля», - считает доктор физико-математических наук Аркадий Киселев, заведующий Отделом радиационных аварий Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ).

«Реактор не разрушен, и массового выброса топлива и продуктов распада во внешнюю среду не произошло».

После этого произошел взрыв. По последним данным состояние аварийного реактора на АЭС «Фукусима-1» остается стабильным: взрыв на АЭС не привел к разрушению активной зоны реактора и его защитных оболочек, что могло привести к выбросу ядерного топлива и продуктов его распада из активной зоны.

http://green.tomsk.ru/sites/default/files/4/images/japan_earthquaketsufukushim.jpg

Чем, в таком случае, объясняется взрыв на «Фукусима-1»?

Возможно, что при стравливании лишнего давления (уровень которого превысил коэффициент запаса прочности корпуса в 2,1 раза) из реактора вырвался водород, образовавшийся при контакте перегретого пара с металлическими частями конструкции реактора. Но это только предположение. В любом случае, взрыв произошел не внутри самого реактора, что привело бы к его разрушению, а снаружи.

В настоящий момент сотрудники АЭС охлаждают активную зону, закачивая в реактор морскую воду. «Сейчас это главная задача – охладить реактор, и японцы, похоже, решают ее успешно», - считает Киселев.

«Активная зона реактора, скорей всего, сильно повреждена. Заливать морской водой его придется еще дней десять». В реакторах такой конфигурации плавление топлива может привести к тяжелому повреждению активной зоны, и дальнейшая его эксплуатация практически невозможна. То есть реактор попросту выбрасывают»,- оценивает дальнейшую судьбу японского реактора заведующий Лабораторией моделирования аварийных процессов при тяжелых авариях ИБРЭА Валерий Стрижов.

Авария на атомной электростанции Фукусима стала первой катастрофой на атомном объекте, обусловленной воздействием, хотя и косвенным, природной стихии. До сих пор крупнейшие аварии имели «внутренний» характер – их причиной являлось сочетание неудачных элементов конструкции и человеческого фактора.

Такими причинами был вызван взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. 25 апреля 4-й энергоблок был остановлен для планового ремонта, на время которого было запланировано несколько испытаний оборудования. В соответствии с программой мощность реактора была понижена, и тут начались проблемы, связанные с явлением «ксенонового отравления» (накоплением изотопа ксенона в реакторе, работающем на пониженной мощности, еще больше тормозящем работу реактора). Для компенсации отравления были подняты поглощающие стержни, начался рост мощности. Что произошло дальше, в точности не ясно. В докладе Международной консультативной группы по ядерной безопасности отмечено «Достоверно неизвестно, с чего начался скачок мощности, приведший к разрушению реактора Чернобыльской АЭС». Этот внезапный скачок попытались заглушить, опустив поглощающие стержни, однако из-за их неудачной конструкции замедлить реакцию не удалось, и произошел взрыв.

http://green.tomsk.ru/sites/default/files/4/images/Reactor_Building_Ground_Before_copy_thumb.jpg

Авария на станции Три Майл Айленд в США 28 марта 1979 года произошла по еще более прозаическим причинам. Отказ насосов системы охлаждения реактора включил аварийную систему подачи воды, однако та не сработала, поскольку задвижки на ее насосах оказались закрыты – их позабыли открыть после планового ремонта, проводившегося несколькими днями ранее. Сама по себе эта проблема не могла стать фатальной, но наложилась неисправность одного из предохранительных клапанов и ошибки персонала, неправильно интерпретировавшего получаемые данные. В результате, реактор частично расплавился, было выброшено некоторое количество радиоактивной воды. Загрязнение оказалось несущественным, эвакуацию населения решили не проводить, хотя губернатор Пенсильвании посоветовал покинуть зону в пять миль от станции беременным женщинам и детям дошкольного возраста. Полностью причины аварии станции Три Майл Айленд также не объяснены, но некоторое сходство с событиями на «Фукусима-1» наблюдается: и там, и здесь причиной перегрева реактора стали неполадки в системе охлаждения. Только если у американцев эти неполадки были следствием халатности и конструктивных недоработок, у японцев они были спровоцированы форс-мажором.

Однако вопрос, почему так быстро были выведены из строя все аварийные генераторы энергии на «Фукусиме-1», остается в силе. Японцев, похоже, больше подвели именно эти дизели, а не старенький и все-таки, как показали события, надежный реактор.

В самой Японии это также не первый случай аварии на АЭС. В 1981 году 300 работников станции Цуруга получили серьезную дозу радиации в результате неисправности системы. В 1997 году произошел взрыв на станции в Токай, в 2004 на станции Михама-3 в результате взрывного выброса пара погибли 5 сотрудников. Учитывая, что в настоящее время в Японии действуют 54 атомных реактора на 19 АЭС, авария на Фукусиме-1, очевидно, станет поводом для обсуждения системных проблем безопасности этого вида энергетики в стране.

Инциденты различной степени опасности на АЭС не редкость – Международное агентство по ядерной энергетике насчитывает их 29 – от небольших аномалий до катастроф уровня Чернобыля. С другой стороны, до сих пор лишь Чернобыль, Три Майл Айленд, а теперь Фукусима остаются самыми известными – за пятьдесят лет эксплуатации ядерной энергии в 32 странах. Вне поля зрения общественности остались серьезная авария в Челябинской области на ядерном комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года, случившаяся в том же году авария на реакторе в британском городе Виндскейл и многие другие. Вопрос о безопасности ядерной энергии остается одним из самых острых вопросов современности (особенно, с учетом возможности энергетического кризиса) и предельно политизирован. Например, до сих пор не существует единого мнения о количестве жертв Чернбыльской аварии с учетом не только пострадавших сотрудников станции, местных жителей и ликвидаторов, но и долговременных последствий радиации и наследственных заболеваний – разброс в оценках ущерба колеблется от десятков человек до десятков тысяч.

http://green.tomsk.ru/sites/default/files/4/images/Ground_photo_damage_annotated_copy.jpg

Сейчас в Японии более 300 тысяч человек эвакуированы из районов, прилегающих к АЭС «Фукусима-1», после произошедшего там взрыва, сообщает Guardian со ссылкой на японское агентство «Киодо». Эвакуация жителей еще продолжается. Ее зона дважды за сутки увеличивалась: сначала с трех до десяти километров, а после до 20 км. По меньшей мере три человека были эвакуированы из района АЭС в Фукусиме с признаками воздействия радиации.  Всего сообщается о 9 облученных. В субботу на АЭС в Фукусиме произошла утечка радиации. В воздухе в районе АЭС выявлен радиоактивный цезий, который образуется при реакции ядерного деления. По предварительным данным, цезий мог распространиться в воздухе из-за сплава топлива в одном из реакторов.

13 марта генеральный секретарь правительства Японии Юкио Эдано заявил, что накануне во второй половине дня уровень радиации в воздухе после взрыва атомной электростанции снизился. Японские власти также официально заявили, что взрыв на АЭС в Фукусиме произошел из-за повреждения насосной системы при попытке охлаждения реактора.

По информации Газета.Ру

Комментирует директор Дальневосточного фонда экологического здоровья, к. б. н. Петр Шаров: "По странному совпадению крупные аварии на атомных станциях происходят весной: 28 марта 1979 г. расплавился реактор Три Майл Айленд в США, 26 апреля 1986 г. взрыв в Чернобыле и теперь 12 марта 2011 г. выброс радиации на Фукусиме. Уже очевидны сходства инцидента в Японии и аварии Три Майл Айленд - произошел сбой системы охлаждения и выброс радиации. Будем надеяться, что в Японии как и тогда в США дело ограничится эвакуацией жителей и минимальным числом облученных. Думаю, японцы не менее квалифицированы, чем американцы и с последствиями справятся.

На самом деле для нас, россиян, сейчас важнее какой урок из этой аварии извлечет или не извлечет российское правительство, упорно вынашивающее планы строительства множества АЭС по всей стране. В свое время советское руководство фактически проигнорировало урок американской аварии Три Майл Айленд и никаких дополнительных мер безопасности предпринято не было. В результате через семь лет после американской аварии произошел взрыв в Чернобыле с катастрофическими последствиями. И никто не может дать гарантии, что этого не повторится. Если уж японская техника отказала во внештатной ситуации, то что уж говорить о нашей? Тем более что у нас продолжают использовать реакторы чернобыльского типа (Ленинградская, Курская и Смоленская АЭС) и продлевают эксплуатацию устаревшего оборудования.   Меры, которые должно реализовать сейчас наше правительство очевидны: 1. Провести ревизию мер безопасности действующих АЭС. 2. Начать вывод из эксплуатации устаревших АЭС и замещение их мощностей. 3. Отказаться от строительства новых АЭС и перенаправить ресурсы на возобновимые источники энергии."

В Приморье усилен надзор за радиационной безопасностью

В связи с аварийной остановкой многих японских атомных электростанций после мощного землетрясения Роспотребнадзор дал территориальным управлениям службы и центрам гигиены и эпидемиологии Дальневосточного региона указание усилить надзор за радиационной безопасностью.

Об этом сообщил вечером в пятницу журналистам главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.
«Указание дано приморскому, камчатскому, сахалинскому, хабаровскому и магаданскому территориальному управлениям Роспотребнадзора. При этом дано указание, что необходимо прежде всего задействовать все спектрометрические комплексы, а также радиомеры, дозиметры и поисковые приборы», - уточнил он.

Сразу после разрушительного землетрясения, произошедшего в Японии 11 марта, стала поступать информация об аварийных остановках АЭС. Местные СМИ сообщили о повышении уровня радиации внутри здания АЭС в Фукусиме.

Ранее генеральный секретарь правительства Японии Юкио Эдано заявил, что утечки радиации нет, однако «нужно быть готовым к самому плохому развитию ситуации».
Местные власти объявили об эвакуации населения, проживающего в радиусе от 3 до 10 километров от АЭС.

ВостокМедиа

http://green.tomsk.ru/sites/default/files/4/images/General_Electric_Schematic_annotated_copy_thumb.jpg

Возможные последствия аварии в Фукусиме по информации Гринпис:

Сейчас несколько реакторов в Японии продолжают испытывать проблемы с охлаждением, что может привести к выбросу радиоактивных веществ в атмосферу. Наибольшую опасность представляет ситуация на первом и втором реакторах атомной станции Фукусима — Дайичи (Fukushima-Daiichi). Эти реакторы, по данным компании Сименс не обладают достаточной мощностью для охлаждения. Крыша здания первого блока разрушена. Власти эвакуируют население в 20 километровой зоне вокруг реактора. При этом информация, поступающая от властей и от энергетической компании ТЕПКо (Tokyo Electric Power Company), оперирующей реактором, недостаточна ни для профессиональной оценки опасности, ни для «бытовой» оценки. Так, в последних пресс-релизах компании сообщается только то, что концентрации радиоактивных веществ, измеренные с машины (передвижной станцией) и одной стационарной станцией, возрастают. Кроме того, они сообщают, что сегодня измерение на границе станции показало превышение норм. При этом в пресс-релизах не приводится никакой количественной информации. ТЕПКо утверждает, что эвакуация проводится в рамках 10-км. зоны. Следует также отметить отсутствие оперативной информации на сайте международного агентства по атомной энергии.

В то же время, зона эвакуации расширена до 40 км, а по сообщениям СМИ с места событий, 12-05 мск) в 15:29 по японскому времени  уровень радиации превысил фоновый примерно в 8 тысяч раз («Власти измерили уровень радиации на входе на АЭС. в 15:29 по японскому времени. Если человек будет облучаться этим уровнем радиации в течении одного часа, он получит такую же дозу, которую в обычных обстоятельствах получил бы в течении года»). Власти готовятся к тому, чтобы выдавать йод людям, живущим на близлежащих территориях (16:05 мск).

В настоящее время не исключена возможность массивного радиоактивного выброса. В самом худшем варианте корпус реактора может быть разрушен. Моделирование катастрофы с разрушением корпуса реактора было проведено для аналогичного реактора  в Германии (Biblis, PWR — pressurized water reactor). Это моделирование показало, что выброс радиоактивных веществ возможен (в зависимости от атмосферных условий) на высоту до 100 метров и останется в атмосфере значительно ниже, чем во время Чернобыльской катастрофы. Выброс будет значительно короче по времени, чем Чернобыльский, а распространение радиоактивных веществ — ограничено. Однако, уровни загрязнения вокруг станции будут значительно выше. Наибольшую опасность представляют йод (I131) и цезий (Cs137). Моделирование показало, что в течении первых 5 часов люди, живущие в 5-километровой зоне, могут получить смертельную дозу. Даже находясь внутри зданий, полученная доза может достичь 6 Зиверт (6000 миллизиверт). Ежегодная максимальная доза составляет 1 милизиверт. Около 70 % населения, получившего такую дозу, погибнет в ближайшие дни или недели. Можно предварительно предположить, что люди за пределами 25- километровой зоны также получат серьезные дозы.

Если ветер будет дуть в сторону населенных территорий, последствия такой катастрофы могут быть значительно более серьезными, чем чернобыльской. На сайте журнала Шпигель можно увидеть карту, на которой показано возможное распространение радиоактивного загрязнения, если произойдет авария с разрушением корпуса реактора. На данной карте учитывается текущая метеорологическая ситуация. При этом, согласно ряду прогнозов (Gismeteo, RP-5) во вторник, в районе станции, можно ожидать ветер восточного и северного направлений, т.е. в направлении Приморского края, Сахалина и Курильских островов.

Из истории атомной станции Фукусима

Первый реактор был запущен 26 марта 1971 года. С тех пор на нем происходили многочисленные инциденты. По данным гражданского ядерного информационного центра Японии (Citizens' Nuclear Information Center) доступная информация о проблемах блоков станции Фукусима — Дайичи в течении длительного периода была или неполна или не соответствовала действительности. Так, в 1994 году были обнаружены трещины в блоках 1,2,3 и 5. При этом ТЕПКо представила фальсифицированные данные об отсутствии трещин на 3-х блоках, а также о протечках на первом блоке. В период с 1988 по 2002 год только на первом блоке было идентифицировано 12 инцидентов, нарушений и проблем, далеко не обо всех из которых было проинформировано население. Далее неисправности и проблемы возникали практически ежегодно. Так, в 2010 году проблемы возникали на 3-х блоках станции.

Гринпис России

16 марта 2011 г. Дальневосточный фонд экологического здоровья направил открытое обращение общественных организаций к Президенту России Дмитрию Медведеву по поводу аварий на атомных станциях в Японии. Общественники просят президента о проведении проверки безопасности российских АЭС, рекомендуют демонтировать старые атомные станции и не строить новых. Обращение поддержали более 60 организаций из 24 регионов страны.

Дальневосточный фонд экологического здоровья

Экологи нанесли удар по японским китобоям

http://strikingattheroots.files.wordpress.com/2008/11/seashepherd.jpgЯпонский промысел китов в Антарктике в этом году прекращен. Правительство страны посчитало, что не сможет обеспечить безопасность своего китобойного флота из-за нападений активистов радикальной экологической организации Sea Shepherd. Это решение наносит сильный удар по китобойной промышленности Японии.

Министр сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства Японии Митихико Кано объявила в пятницу о решении отказаться этой зимой от добычи китов в водах Антарктики из-за угроз со стороны радикальной экологической организации Sea Shepherd.

«У нас нет иного выбора, кроме как закончить сезон для того, чтобы гарантировать безопасность жизней, активов и наших кораблей», – заявила Митихико Кано.

Это решение наносит сильный удар по промышленности, которая давно стала предметом международного осуждения и обвинений в коррупции внутри страны.

По данным минсельхоза Японии, в новом сезоне, который длится с декабря 2010 года по апрель 2011 года, японские китобои планировали добыть 850 китов, однако вынуждены будут вернуться с добычей, составляющей не более пятой части от запланированного.

Следует отметить, что мясо китов продается в Японии свободно, но слабый потребительский спрос на этот продукт привел к аккумулированию значительных складских запасов, которые оцениваются в 6 тыс. тонн.

В настоящее время японский китобойный флот состоит из четырех судов. Общая численность его команды – 180 человек. Митихико Кано не уточнила, когда именно они вернутся в порты.

До 2011 года японские китобои ежегодно убивали до 1 тыс. китов. Япония прекратила коммерческий промысел китов в 1986 году в соответствии с международным мораторием на их добычу.

Однако она продолжает так называемый научный отстрел этих животных для того, чтобы, как утверждается, вести изучение их рациона и путей миграции. Экологические организации утверждают, что под этим предлогом Япония продолжает коммерческий промысел китов.

Ранее активисты Sea Shepherd неоднократно нападали на японские китобойные суда: забрасывали их дымовыми шашками и пытались блокировать веревками гребные винты. Некоторое время назад между шхуной Sea Shepherd и японским китобойным судном даже произошел почти настоящий бой с применением водяных пушек.

Sea Shepherd отделилась от международной экологической организации Greenpeace, поскольку сочла ее действия недостаточно радикальными. Шхуны этой группировки плавают под черным флагом, напоминающим пиратский.

Активисты Sea Shepherd заявляют, что готовы любыми методами мешать тем, кто, по их мнению, наносит ущерб природе мирового океана. В ходе одного из инцидентов Sea Shepherd даже удалось потопить исландское китобойное судно.

Японское правительство обвиняет Sea Shepherd в терроризме, утверждая, что ее тактика опасна для жизней членов экипажа китобойного судна. Однако радикальные экологи обвинения в терроризме отвергают.

«Мы не совершали никаких преступлений и не причинили никого вреда здоровью людей», – говорит основатель Sea Shepherd Пол Уотсон. По его словам, заявление японского министра стало настоящей победой активистов, протестующих против китобойных промыслов.

По информации газеты ВЗГЛЯД

смотреть предыдущие выпуски международных новостей