Природа и закон: выпуск №18 (Февраль, 2009 г.)

Федеральные законы пишутся для Москвы

В любом деле рано или поздно возникают «подводные камни», которые появляются неожиданно и от них порой никуда не денешься. В начале этого года национальные парки Приморья отпраздновали свой день рождения и порадовали жителей края первыми успехами. Но есть в их работе и затруднения, созданные российскими законодателями.

В национальном парке «Зов тигра» хватает естественных преград в виде гор, сопок и хребтов, которые оправдывают свое существование природной красотой. В отличие от них, непродуманные законы, которые не учитывают интересы и особенности удаленных территорий, далеки от совершенства и являются серьезной помехой для нормальной работы.

Любое государственное учреждение, каковым является и национальный парк, по закону для того, чтобы приобрести или продать имущество, должно провести торги. Они проводятся в форме конкурса и аукциона путем размещения заказа в официальных источниках, в том числе и на сайте в Интернете. По итогам торгов выбирается победитель, организация или физическое лицо, которому выделяют деньги, а тот в свою очередь выполняет определенную работу или предоставляет товары. Есть и другие способы размещения заказа, например, если его сумма не превышает 100 тыс. рублей, то учреждение освобождается от проведения таких процедур и может заключить договор с единственным поставщиком. Вроде бы и хорошая система - ведь она предназначена для того, чтобы противодействовать коррупции. Но сегодняшняя система государственного заказа включает ряд сложных действий и содержит массу отступлений и недоработок. Поэтому и возникает множество вопросов и со стороны исполнителя, и самого заказчика. Более того, у некоторых дельцов, особенно в Москве и других крупных городах, уже сложились свои схемы обхода этой системы. А иногда чиновники внаглую не заключают договор с победителем торгов под надуманными предлогами. В январском номере мы писали о ситуации, когда неквалифицированный чиновник администрации г. Владивостока А. Коршенко саботировал работу по экологическому просвещению в городе.

А как быть тем, кто не занимается серыми схемами и старается честно работать в сложных условиях дальневосточной глубинки? Мы попросили прокомментировать свою ситуацию директор национального парка «Зов тигра» Юрия Игоревича Берсенева :

«Проблема состоит в том, что закон написан Москвой и для Москвы же, ну или, по меньшей мере, для крупных городов, где хватает специалистов, которые смогут грамотно и правильно, не нарушая закона, организовать процесс госзаказа.

Приведу конкретный пример. Вот хотим мы купить автомобиль и имеем на это право. Но Лазо, где находится администрация парка, это небольшое село. Проблемы начинаются уже с того, что информацию о проведении торгов по закону нужно размещать в Интернете. У нас же далеко не каждый знает, что это такое. Поэтому, даже размещая информацию о заказе на официальном сайте, будет чудом, если откликнется хоть один человек. А для того, чтобы торги состоялись нужно как минимум два участника! С другой стороны, именно потому, что поселок маленький, мы с горем пополам находим одного человека, который продает ту машину, которая нам нужна. Казалось бы, вот машина – вот деньги, чего проще? Но, так как второго желающего нет, то мы ждем месяц – информация о торгах должна быть объявлена за месяц и необходимо этот срок выдержать. Только по истечению этого срока мы имеем право купить машину у единственного желающего без проведения торгов. Тридцать дней, срок достаточный, чтобы человек, который продает неплохую машину, нашел другого покупателя, не утруждая себя слишком сложными для глубинки процедурами. Вот и остаемся мы, что называется, не при делах».

Действительно, директора понять можно, ведь учреждение только начинает вставать на ноги и без того хватает вопросов, которые нужно решать. Так для кого же пишутся наши законы и какой выход можно найти из этой ситуации?

Не очень обнадеживающий ответ нам удалось узнать на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая занимается контролем в сфере размещения госзаказа. Здесь нашлось несколько вопросов, связанных именно с проблемой размещения информации о заказе в Интернете.

- Доступ к Интернету в большинстве населенных пунктов отсутствует. Получается, муниципальные образования не могут выполнить требования 94-ФЗ?

Ответ ФАС: Здесь нужно сказать, что, конечно, Интернет в большинстве населенных пунктов России отсутствует и здесь есть два момента. Первый, каким образом передать информацию, второй - где ее разместить. Если говорить о том, где ее разместить, то размещается тогда эта информация на официальных сайтах соответствующих субъектов Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации есть доступ к Интернету и есть свои сайты. И второй вопрос - это вопрос по поводу того, каким образом передать эти данные. Здесь сложнее. Если нет совсем никакой возможности передать информацию по Интернету, то это делается либо по факсу, либо по телефону. Других вариантов мы предложить не можем. В законе предусмотрена большая степень использования Интернета, но пока многие муниципальные образования технически к этому не готовы. Мы подумаем на эту тему. Этот вопрос нужно изучить, будем иметь в виду.

Таким образом, вопрос о размещении заказчику приходится решать самостоятельно. Но все таки стоит пересмотреть некоторые положения закона в этой области, тем более, что с 2011 года размещение информации о торгах на официальных сайтах становится обязательным,но какой в этом смысл для учреждений из провинции, остается совершенно не понятно.

Мария Лесная

Власть станет прозрачной?

Закон, который откроет гражданам глаза на работу чиновников, был опубликован 13 февраля 2009 года. Власть станет открытой для общества, столоначальников обяжут отвечать людям даже на самые неприятные вопросы, которые раньше бюрократия просто игнорировала.

Во всем мире подобные документы в народе именуют законами об общественном любопытстве. Такие нормы, принятые теперь и в России, - мощнейшее средство против коррупции. Вам интересно, во сколько обошелся ремонт в кабинете губернатора? Во сколько обошлась казне заграничная командировка мэра? Что написано в новом законопроекте, который лежит на столе у министра? Пожалуйста, спрашивайте, вы имеете право это знать. В данном случае любопытство не будет праздным: работу чиновников оплачивает казна, а значит, мы с вами, налогоплательщики. Согласитесь, имеем право знать, как расходуются наши с вами деньги.

Новый закон №8 - ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”, который до сих пор не имел аналога в России, вступает в силу с 1 января будущего года. Это время дано министерствам, ведомствам, местной администрации, чтобы организационно подготовиться к открытому общению с людьми. Чтобы в присутственном месте посетителей не встречала сакраментальная вывеска “Справок не даем”.

По нормам закона любой человек сможет обратиться в любой орган исполнительной власти любого уровня - от федерального правительства до муниципалитета в маленьком селе - с требованием предоставить ему копию любого документа по интересующему вопросу.

- Документ закрепляет право любого юридического и частного лица на получение информации из всех ветвей власти, - так прокомментировал закон глава департамента государственного регулирования в экономике министерства экономического развития Андрей Шаров. - Это будет уже не справка, не ответ на запрос, а именно копия - протокола, нормативного акта, всего, содержащего нужную гражданину информацию.

Министерствам и ведомствам дается год, чтобы провести ревизию информации, определив, что нужно закрыть, а что нельзя ни при каких обстоятельствах. Предполагается, что будет разработан полный перечень информации, которую власти должны предоставлять по первому требованию. Скажем, никаких секретов не должно быть, когда речь идет о выплатах для инвалидов, безработных, кормящих матерей или, к примеру, о распределении квот в детские сады. Ничего нельзя скрывать чиновникам и при строительстве новых дорог, ремонте и сносе жилых домов и многим другим вопросам.

А некоторую информацию положено сообщать немедленно, не дожидаясь вопросов, если, допустим, случилось чрезвычайное происшествие.

Если бы подобный закон действовал во время чернобыльской катастрофы, то чиновники не имели бы права так долго хранить молчание.

Правда, отнюдь не все тайное станет явным. По-прежнему под защитой - все персональные данные граждан. У государства тоже есть свои секреты, особенно когда речь идет об обороне и безопасности. Не раскроют гражданам и документы, содержащие коммерческую, врачебную, адвокатскую тайну, а также тайну суда и следствия.

Чтобы новый закон заработал в полную силу, предстоит принять еще три документа, в том числе утвердить тот самый перечень информации, подлежащей размещению на официальных сайтах. Также правительство установит расценки за копирование объемных документов. Будет официально установлен минимальный размер документа, который обязаны выдавать гражданину бесплатно.

Если же человек захочет получить на руки текущий бюджет родной области, то придется доплатить за бумагу и ксерокс. Подобная мера - страховка от тех, кто интересуется не ради дела, а просто от нечего делать. Есть такая категория граждан.

Сейчас Госдума рассматривает целый пакет законопроектов, которые усилят наказание для столоначальников-молчунов, вплоть до уголовной ответственности. Чиновник, вовремя не сообщивший народу о важном законопроекте, может быть оштрафован на кругленькую сумму или вообще уволен, как говорится, с волчьим билетом. Законопроект вводит дисквалификацию для проштрафившихся чиновников - до трех лет запрета на профессию.

- Когда появятся первые прецеденты, я уверяю, чиновники вряд ли смогут отмахиваться от обращений граждан, - говорит Валерий Комиссаров. - Самое главное, что закон должен повлиять на психологию чиновника. Чего греха таить, некоторые чиновники воспринимают свою работу как бизнес, что вот им должны все. А как они отчитываются? Да никак. А сейчас это же тоже форма отчета, когда приходит человек и задает вопросы. А куда деньги ушли? А почему эта организация получила, а не эта? Это форма зависимости чиновника от общества.

Важно, что обращаться к власти можно будет не только в традиционной форме - письмом, но и в электронной. Причем в электронной - лучше.

Впервые законодательно обеспечивается доступ граждан к информации о деятельности власти по Интернету. Здесь все ответы бесплатны, компьютер все стерпит, в смысле - любой объем. А многие органы власти и даже большие начальники уже давно осваивают Интернет, в том числе для установления прямой связи с народом.

Ответы на запросы должны быть предоставлены в течение 30 дней со дня их регистрации либо в сложных случаях с отсрочкой максимум на 15 дней.

Российская газета, №4849, 13 февраля 2009 г.

Государственные органы, отвечающие за сохранение и восстановление природных ресурсов, не являются исключением для этого закона. Природоохранное законодательство имеет большое количество недоработок, которые дают большие возможности для злоупотреблений. В соответствии с законом виновный в нарушении закона чиновник рискует не только собственным креслом. Его могут привлечь к ответственности по нормам права с выплатой солидных штрафов - до 200 тысяч рублей. А если сокрытие информации причинило серьезный вред правам и законным интересам граждан, предусмотрено и уголовное преследование.

Редакция СВ

Природа и закон: выпуск №17 (Январь, 2009 г.)

Во Владивостоке отказались от экологического просвещения

По результатам опроса, проведенного Дальневосточным фондом экологического здоровья во Владивостоке в конце 2008 года, 86% жителей считают, что властями делается явно недостаточно для решения экологических проблем города. Отчего сложилось такое мнение у горожан, и кто несет за это ответственность, мы выясняли на одном наглядном примере – муниципальном заказе на экологическое просвещение.

Во Владивостоке с 2006 года реализуется муниципальная целевая программа «Отходы». Ответственным за выполнение мероприятий программы является Управление муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля. В программу включен целый ряд мероприятий по созданию муниципальной системы управления отходами и обеспечения эффективности процесса. В 2008 году в рамках подпрограммы «Экологическое просвещение и образование населения г. Владивостока на 2006-2010 гг.» было запланировано проведение эколого-просветительской работы среди жителей города, главным образом среди школьников и студентов.

В мае 2008 года Администрация города объявила открытый конкурс на проведение мероприятий подпрограммы «Экологическое просвещение и образование населения г. Владивостока». Цена контракта составила 2 млн. рублей. Заявки на участие подали три организации - Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства», Государственное учреждение Дальневосточное отделение Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, а также ООО «НТЦ Эко-проект».

Управление муниципального заказа – орган, уполномоченный на проведение муниципальных торгов для подразделений администрации города. В соответствии с требованиями федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», процедура проведения торгов строго регламентируется: разрабатывается документация, критерии отбора и создается конкурсная комиссия для определения победителя. Конкурсная комиссия рассмотрела принятые заявки и нашла все три полностью соответствующими требованиям заказчика. Нужно заметить, что главным критерием отбора победителей была цена контракта. То есть заявку оценивали по принципу – чем меньше сумма, запрашиваемая на проведение мероприятий, тем выше балл. Еще одним немаловажным критерием выступило качество услуг. Оно оценивалось по количеству предложенных мероприятий.

По итогам заседания конкурсной комиссии было вынесено решение, о том, что победителем, получившим максимально возможное количество баллов – 10 – признана некоммерческая организация «Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства». Она представила план мероприятий, который кроме минимально необходимого количества содержал 7 дополнительных программ, а сумма, запрашиваемая на мероприятия, была минимальной и составляла 1,5 млн. рублей. Две другие компании хоть и подготовили неплохие заявки, но запрашивали существенно больше – около 2 млн. рублей, а количество мероприятий укладывалось в предложенный минимум.

Подписанный всеми членами Комиссии протокол, не был одобрен одним из главных инициаторов заказа - главой Управления муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля, Александром Коршенко, который написал, что не согласен с итогами конкурса. Обосновал же он это тем, что некоммерческая организация предложила «лишние» мероприятия, которые не входили в состав перечня необходимых к выполнению работ, и, якобы, конкурсная комиссия вообще не имела права допускать такую заявку к конкурсу. Коршенко предложил провести конкурс повторно, но, почему-то, за весь год так и не собрался это сделать.

Такие действия иначе как саботажем назвать трудно. Получилось, что пункт муниципальной программы оказался невыполненным, а порядок нарушенным. Причем по вине того, кто за этим порядком должен следить. Может городу просто не надо экологического просвещения? Или экономия в 500 тыс. рублей не нужна? Видимо дело в каких-то личных неприятиях А. Коршенко. Да кто же это такой? Официально он является начальником Управления муниципальных экологических программ. Правда, занимая такую должность, А. Коршенко никакого экологического образования не имеет. Об этом в прошлом году при встрече он прямо с порога заявил представителям нашей газеты. Как будто хвастался. Было бы чем. Более того на вопросы об экологических проблемах города и мероприятиях по просвещению, А. Коршенко начал кричать на корреспондентов «СВ», мол, что за допрос вы мне устраиваете. Это было довольно странно и в высшей степени некультурно. Зачем чиновнику орать на журналистов? Разве неясно, что у них работа такая задавать вопросы лицу, ответственному за проблемы города? А. Коршенко договорился до того, что экологические проблемы городскую администрацию в его лице вообще никак не интересуют. Это в качестве ответа на вопрос о чистоте побережья и строительстве очистных сооружений. Такой разговор состоялся еще весной 2008 г. при прежней администрации. Но Коршенко продолжает и сейчас занимать свой пост. Хотя чем он занимается и каких результатов достиг совершенно непонятно. На официальном сайте Управления экологических программ Владивостока устраревшая информация за 2007 год. ПОЧЕМУ??? Видимо это уже вопрос риторический – и так все ясно.

Программа «Отходы» реализуется уже как 3 года, но толком ничего и не сделано. В соответствии с проектом должно «кипеть» строительство трех мусороперерабатывающих заводов, с 2008 года в городе должен был появиться новый полигон твердых бытовых отходов (ТБО), а одному из основных мероприятий программы - развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения города Владивостока – выделена особая роль и немалые деньги. Но только в 2007 году были проведены какие-то мероприятия (несколько эколого-туристических игр, конкурсы детского экологического рисунка, плаката, поделок). Что же будет в этом году?

В городе Владивостоке есть много активных некоммерческих организаций, которые постоянно занимаются экологическим просвещением молодежи – проводятся общественные акции, конкурсы, занятия с детьми, экскурсии, семинары, тренинги, публикуются специальные материалы. Это же проще простого, заказать одной из таких организаций заниматься разделом муниципальной программы по экологическому просвещению. Если экологи успешно работают при минимуме средств, на чистом энтузиазме, то представьте насколько они могут развернуться, имея финансовую поддержку? Но сейчас экологическое образование отдельно, а муниципальная программа отдельно. Это, конечно, неправильно, да и просто глупо. А ответственность за это несет вовсе не Коршенко, а мэр Владивостока Игорь Пушкарев, потому что он не обеспечил работу муниципального управления и не нашел для него настоящего эколога руководителя, который бы душой болел за родной город и реально решал экологические проблемы.

Мария Лесная

По данным, приведенным в журнале «Госзаказ» (№ 11, 2008 год), суммарный объем государственного и муниципального заказа составляет ежегодно более 4 триллионов рублей. С 2005 года наше государство серьезно взялось за реформирование системы государственных и муниципальных заказов. Попросту говоря, это торги, проводимые органами местной или государственной власти, по итогам которых выбирается победитель – организация или физическое лицо – которому платят деньги, а тот в свою очередь выполняет определенную работу или предоставляет товары для нужд этих самых органов. Существуют разные формы торгов - аукционы, открытые и закрытые конкурсы и ряд других. Вся система заказов связана с большими деньгами, поэтому чаще всего имеет и оборотную, коррупционную сторону. Вплоть до принятия в 2006 году нового Федерального закона, действовавшее до этого времени законодательство в сфере государственного и муниципального заказа предоставляло практически не ограниченные возможности для злоупотреблений. И поэтому никаких проблем у госзаказчиков и не было - «делай, что хочешь - работай, с кем хочешь». Вступивший в силу с 1 января 2006 года новый Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменил систему заказа. Например, до 2006 года информацию о торгах с большим трудом можно было найти в печатных СМИ. Новым законодательством (№94-ФЗ) установлена обязательность размещения информации на официальных сайтах, создается единое информационное пространство путем создания общероссийского портала. Надо отметить, что до наведения порядка в сфере размещения госзаказа еще далеко. Во многих случаях торги, даже если это аукционы, носят «домашний» характер, когда собирается несколько компаний муниципалитета или региона, а остальным «по-доброму» советуют не соваться. Наиболее часто встречающиеся нарушения - это необоснованный отказ в допуске участникам, а также не размещение информации о торгах, либо размещение ее с существенным опозданием, иными словами - информацию о торгах большинство участников получают слишком поздно или не получают вообще. Нарушения есть во всех уровнях власти - и на местном, и на региональном, и на федеральном. Все зависит от конкретного министра, губернатора, мэра. Там, где люди хотят создать нормальную конкурентную среду, там, где борются за экономию бюджетных средств, там, соответственно, выстраивается прозрачная система госзаказа, там, где такую цель перед собой не ставят, ситуация печальна.